Психология кризиса.
Наступившему в августе 1998 г. финансовому кризису предшествовал нравственно-правовой кризис.
«На протяжении последних лет Россия старательно делала вид, что жила. Она имитировала вхождение в цивилизованное сообщество.
Взяв за основу валовые показатели производства, сопоставимые с развитыми странами Запада, лидеры перестройки связали надежды на скорое повышение уровня благосостояния людей с переходом на западную модель развития с ее ценностями и приоритетами: либеральной рыночной экономикой, индивидуализмом, частной собственностью и высокими стандартами потребления. Для этого им пришлось отказаться от государственного планирования экономики, строгого регламентирования всей жизнедеятельности общества, провозгласить политику «открытых дверей», отказаться от идеологии коллективного выживания, что фактически явилось отказом от фундаментальных основ многовекового бытия России.
Политика «открытых дверей» без необходимой законодательной базы, регламентирующей деятельность иностранных компаний на территории России и защищающей отечественных производителей, сделала неконкурентоспособной продукцию даже на внутреннем рынке. По историческим меркам практически моментально оказались разрушенными промышленность и сельское хозяйство. Страна фактически существует за счет стратегических запасов, созданных СССР, и распродажи по демпинговым ценам природных ресурсов, способствуя тем самым ускоренной постиндустриальной модернизации многих стран мира. Катастрофично положение и бывших советских республик, лишившихся обширного российского рынка.
Сужение внутреннего рынка и насыщение западного дешевым сырьем и энергией делают экономически совершенно неэффективными вложения в российскую экономику, приводят к утечке капиталов за рубеж, к отсутствию инвестиций извне и как следствие – ко всеобщему коллапсу своеобразной российской цивилизации.
Финансовая система, обеспечивающая баланс между производством и потреблением, должна выполнять функцию регулирования и не допускать возникновения схем обогащения вне сферы производства. Технологическим и регулирующим параметром выступает при этом национальная валюта. Объем денег в экономике устойчивого государства должен быть пропорционален мощности энергетической базы системы производства.
Ведущий западный консультант российских реформаторов Джеффри Сакс, пытаясь объяснить причины августовского кризиса российской экономики, писал: «Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями…И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей». Сначала была либерализация цен, обанкротившая 99% населения. Затем раздача за бесценок большей части госсобственности оставшемуся одному проценту. Утрата контроля над остатками госсобственности. Отказ от государственной винно-водочной и внешнеторговой монополии. Льготные, фактически безвозвратные, кредиты коммерческим структурам. Внутренние заимствования через пирамиду ГКО-ОФЗ, приносящие этим же структурам прибыль под 100% годовых. Размещение бюджетных средств на счетах коммерческих банков. Прямые хищения из кармана трудящихся путем невыплаты зарплаты и неуплаты госзаказа. Многомиллиардные траты золотовалютных резервов на искусственное поддержание завышенного курса рубля. В последнее время ЦБ тратил на искусственное поддержание существования «рынка» по полтора-два миллиарда долларов еженедельно.
По ходу реформ не проводилась психологическая подготовка граждан к планируемым нововведениям. Общество нуждалось в «культурной модернизации», призванной формировать «культуру свободного рынка», и демократии, в условиях дефицита которой трудно создать рыночную экономику.
К кризису в экономике добавился кризис в духовной сфере. Стране, обладающей самобытными, неповторимыми культурными традициями, навязываются образцы массовой культуры, проповедующей секс, садизм, насилие, низменные человеческие инстинкты.
Социальное расслоение, произошедшее в весьма короткий период времени и поляризовавшее российское общество более глубоко, чем население индустриально развитых стран, неизбежно вызовет обособление экономических и политических интересов богатых и бедных.
Сегодня в России уровень тревоги и страха резко вырос, наблюдаются изменения в личности (кризис идентичности) в ответ на бурные изменения в российском обществе. Пациенты, обращающиеся за психиатрической помощью, испытывают агрессивность, деструктивный страх. В несколько раз увеличилось число алкогольных психозов. Когда рушится привычный уклад жизни, трудно избежать психологического перенапряжения.
Вопросы:
Что явилось предпосылками для организации процесса перестройки в России?
Почему реформы не прижились в российском обществе?
Что, по вашему мнению, входит в понятие «рыночная экономика»? Насколько она эффективна и при каких условиях?
России в определенный период была характерна «рыночная экономика наоборот». Раскройте суть данного явления.
Для чего была создана «финансовая пирамида», и каким образом ее появление и развитие повлияли на механизм экономической политики?
Дайте краткую характеристику кризиса 1998 года. Что, как вам кажется, явилось главной его предпосылкой?
Какие сферы жизнедеятельности общества были более всего подвергнуты этому кризису?
Предложите свои варианты избежания кризиса или, если он уже наступил, пути его ликвидации.
Литература:
Васильев В.Л. «Юридическая психология» (стр.142-160)
- Оглавление
- Глава 2. История развития юридической психологии.
- Ранняя история юридической психологии
- Оформление юридической психологии как науки.
- История юридической психологии в 20 столетии.
- Глава 3. Методы юридической психологии. Методологические основы.
- Классификация методов.
- Глава 4. Психология личности и деятельности. Личностный подход в психологии.
- Глава 5. Социализация личности. Личность и социальная группа.
- Социализация и социальная справедливость.
- Сознание, ответственность, правотворчество и правосознание.
- Глава 6. Психология реформы и кризиса в России. Психологические предпосылки проведения реформ.
- Манипулирование как альтернатива созиданию.
- Психология кризиса.
- Глава 7. Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности. Этико-психологический анализ взаимоотношений в сфере экономики.
- Психология ответственности предпринимателя в экологической сфере.
- Психологические предпосылки успешного предпринимательства.
- Американское предпринимательство .
- Японское предпринимательство .
- Психологические аспекты предпринимательства в современной России.
- Глава 8. Психология юридического труда. Предмет и задачи психологии юридического труда.
- Этика и психология правоприменительной деятельности.
- Структура профессиограммы следователя.
- Краткие юридические профессиограммы . Судья .
- Прокурор и его помощники.
- Адвокат.
- Эксперт-криминалист.
- Государственный арбитр.
- Юрисконсульт.
- Нотариус.
- Инспектор уголовного розыска.
- Инспектор обэп .
- Участковый инспектор.
- Инспектор гибдд.
- Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа.
- Содержание собеседования.
- Содержание собеседования.
- Правоприменительная деятельность и средства массовой информации.
- Глава 9. Криминальная психология. Предмет и задачи криминальной психологии.
- Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе.
- Психология насильственной и неосторожной преступности.
- Психология компьютерных преступлений.
- Психология развития теневойэкономики и коррупции.
- Психология организованной преступности.
- Глава 11. Психология потерпевшего. Психологическая характеристика потерпевшего.
- Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений.
- Психологическое исследование потерпевших от сексуальных преступлений.
- Психологический анализ показаний потерпевшего.
- Глава 12. Психология несовершеннолетних. Проблема несовершеннолетних в юридической психологии.
- Подросток и преступление.
- Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.
- Глава 13. Психологическая характеристика предварительного следствия. Психология реконструкции события преступления.
- Психология осмотра места происшествия.
- Психология допроса.
- Психология очной ставки.
- Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- Психология обыска и опознания.
- Психологические аспекты расследования преступлений в сфере организованной преступности.
- Глава 14.Использование психолога в качестве консультанта,специалиста и эксперта Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии.
- Судебно-психологическая экспертиза : цели и задачи.
- Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.
- Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы.
- Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий.
- Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
- Посмертно судебно-психологическая экспертиза.
- Психолингвистическая экспертиза.
- Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.
- Психологическая экспертиза в составе комплексных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях (дтп).
- Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.
- Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде.
- Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид.
- Глава 15. Психология судебного процесса (при рассмотрении уголовных дел). Общая психологическая характеристика судебного процесса.
- Психологические основы полемики в судебном процессе.
- Формирование убеждения и принятие решения судом.
- Глава 16. Исправительно-трудовая психология. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.
- Динамика личности осужденного и воспитательный процесс.
- Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.