Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.
Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших — жертв половых преступлений.
Одним из квалифицирующих признаков изнасилования (ст. 131 УК РФ) и насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) является использование виновным беспомощного состояния жертвы. Правоприменитель определяет беспомощное состояние как невозможность жертвы преступления понимать характер и значение совершаемых с нею действий или невозможность оказывать сопротивление виновному из-за своего физического или психического состояния: малолетнего возраста, физических недостатков, расстройств душевной деятельности или иного болезненного или бессознательного состояния и т. п.
В компетенцию психологической экспертизы входит оценка способности психически здоровой потерпевшей (потерпевшего) понимать характер и значение преступных действий виновного и оценка способности оказывать сопротивление в зависимости от уровня психического развития, в частности уровня интеллектуальных способностей, от индивидуально-психологических особенностей и психического состояния в момент деликта.
Основаниями для назначения данной экспертизы могут быть малолетний возраст (до 14 лет) или несовершеннолетие (14-18 лет) потерпевшей. А также сведения о ее «неправильном» или провоцирующем поведении, непоследовательность и противоречивость ее показаний, сведения о пассивном и неоднозначном поведении потерпевшей в отсутствие явного насилия и угроз со стороны виновного и т. п. Поскольку следователь не является специалистом по оценке психического здоровья, следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.
На разрешение судебно-психологической экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы.
1.Каковы основные индивидуально-психологические особенности потерпевшей и как они отразились при совершении в отношении нее противоправных действий?
2.Учитывая возрастные особенности и уровень интеллектуального развития, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с нею действий?
3.В каком психическом состоянии находилась потерпевшая до, во время и после совершения в отношении нее противоправных действий, какова динамика развития этих состояний?
4.Могла ли она, с учетом ответов на 1-й, 2-й и 3-й вопросы, оказывать сопротивление?
Способность понимать характер и значение совершаемых действий означает достижение потерпевшей такого уровня психического развития, который позволяет ей на основе своих знаний и опыта своевременно и правильно раскрыть истинные намерения преступника, оценить криминальность ситуации, понять нравственно-этическую сущность происходящего и его возможных последствий.
В зависимости от уровня психического развития, тех или иных его особенностей возможно:
- непонимание потерпевшей ни характера, ни значения действий виновного;
- понимание характера, но непонимание значения действий виновного;
- понимание и характера, и значения действий виновного.
Первые два вывода означают и неспособность потерпевшей оказывать сопротивление, в последнем случае вопрос о способности сопротивляться требует специального изучения.
Одной из важных составляющих, определяющих поведение потерпевших в криминальной ситуации, является уровень их психосексуального развития.
Возраст до 7 лет соответствует первому этапу психосексуального развития. В это время происходит формирование полового самосознания — в первую очередь складывается правильное представление о своей половой принадлежности, к 3-4 годам дети могут дифференцировать окружающих по внешним половым признакам (одежде, внешнему виду, строению тела и половых органов, тембру голоса и др.). Затем появляется любопытство, направленное на половые органы, на поведение животных и людей с констатацией элементов сексуального взаимодействия, они спрашивают у взрослых о строении тела, деторождении, супружестве, играют в игры, имитирующие сексуальное взаимодействие — «в семью», «в доктора», нередко подобные игры сопровождаются раздеванием, демонстрацией и разглядыванием половых органов. Криминальную ситуацию в этом возрасте дети могут оценивать как игру или наказание. Будучи потерпевшими, они способны воспринимать лишь внешнюю, формальную сторону событий и не понимают ни характера, ни значения совершаемых с ними действий.
Возрастной период 7-13 лет соответствует второму этапу психосексуального развития, стержневой характеристикой которого является формирование стереотипа полоролевого поведения ребенка на основе его психофизиологических особенностей и стереотипов мужественности и женственности, господствующих в микросоциальном окружении. В это время около половины детей получают информацию о половом акте, не менее трети принимают участие в сексуальных играх с детьми противоположного пола, наблюдается разделение детей по половом признаку, таким образом вырабатывается, дифференцируется и усваивается мужской и женский половой стереотип.
В зависимости от степени сформированности полоролевого поведения потерпевшей можно сделать вывод о ее способности понимать характер и значение совершаемых с ней действий. Незавершенность формирования второго этапа приводит к выводу о способности такой потерпевшей понимать только характер, фактическую сторону совершаемых с нею действий, понимание значения действий виновного для нее недоступно.
Третий этап психосексуального развития характеризуется формированием психосексуальной ориентации и сопровождается последовательной сменой стадий платонического, эротического и физического влечения.
Сформированность первых двух этапов психосексуального развития потерпевшей и переход на третий этап чаще всего свидетельствует о ее потенциальной способности понимать и характер и значение совершаемых с нею действий.
Важным этапом экспертного исследования является анализ ситуации совершения преступления. В зависимости от внезапности развития, новизны условий, сложности ситуации, личности виновного оказывается и возможность потерпевшей к осознанию угрожающего характера ситуации, и способность противостоять действиям виновного. Анализ ситуации деликта требует соотнесения поведения потерпевшей с ее характерологическими особенностями. Если она в достаточной мере была способна к пониманию характера и значения совершаемых с нею действий, встает вопрос о способности оказывать сопротивление, что во многом зависит от индивидуально-психологических свойств потерпевшей, типа и черт характера, особенностей эмоционального реагирования. Исследователи выделяют две группы, в зависимости от характерологических особенностей, наиболее часто встречающиеся среди потерпевших. В первую группу входят потерпевшие с чертами астенического, психастенического, сензитивного типов характера, у которых преобладают тормозные реакции. Им свойственны такие общие черты, как боязливость, пугливость, подчиняемость, доверчивость, несамостоятельность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, низкая стрессоустойчивость, легкость эмоциональной дезорганизации мыслительной деятельности. В ситуации деликта для них характерно пассивное подчинение воле насильника, выполнение его требований, состояние страха и растерянности, лишающее их способности к активному сопротивлению, адекватному выбору верного поведения. При этом часто не сами агрессивные действия виновных, а только угрозы избиения, физической расправы парализуют волю таких потерпевших, они воспринимают их как весьма реальные. Отчасти это объясняется тем, что потерпевшим данной группы свойственна позитивная социальная направленность, они положительно характеризуются в школе и ранее не имели случаев избиения, не испытывали физической боли от побоев.
Вторую группу составляют потерпевшие с чертами возбудимого, истероидного, неустойчивого типов характера. Их общими чертами являются возбудимость, впечатлительность, расторможенность, слабый волевой контроль поведения. Нередко им свойственны асоциальность, педагогическая запущенность, искаженное представление о морально-этических нормах, раннее приобщение к курению, употреблению алкогольных напитков, раннее начало половой жизни, употребление наркотиков. Эти потерпевшие иногда оказываются вовлеченными в преступление из-за собственного провоцирующего поведения, самонадеянности, переоценки собственных возможностей под влиянием импульсивных побуждений. Слабость сформированности волевого контроля поведения, прогностических способностей не позволяет им своевременно осознать подлинную опасность ситуации и предпринять необходимые меры, а когда положение становится критическим, воля таких потерпевших, способность сопротивляться оказываются сломленными активными и грубыми действиями виновного. .
Для решения вопросов по данному виду психологической экспертизы от следствия требуется тщательный сбор материалов, отражающих поведение потерпевшей и виновного на всем протяжении деликта. В отсутствие прямых свидетелей преступления, что нередко встречается в такого рода делах, необходимо собрать максимум информации о поведении потерпевшей до преступления и после него, о состоянии потерпевшей, ее внешнем виде, высказываниях непосредственно после деликта, при проведении первоначальных следственных действий, медицинского освидетельствования. Важно при этом помнить о дополнительном травмирующем воздействии этих процедур на психику потерпевшей и при необходимости прибегнуть к консультативной помощи психолога или специалиста антикризисной службы. При назначении экспертизы предпочтительно приглашение психолога-женщины.
- Оглавление
- Глава 2. История развития юридической психологии.
- Ранняя история юридической психологии
- Оформление юридической психологии как науки.
- История юридической психологии в 20 столетии.
- Глава 3. Методы юридической психологии. Методологические основы.
- Классификация методов.
- Глава 4. Психология личности и деятельности. Личностный подход в психологии.
- Глава 5. Социализация личности. Личность и социальная группа.
- Социализация и социальная справедливость.
- Сознание, ответственность, правотворчество и правосознание.
- Глава 6. Психология реформы и кризиса в России. Психологические предпосылки проведения реформ.
- Манипулирование как альтернатива созиданию.
- Психология кризиса.
- Глава 7. Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности. Этико-психологический анализ взаимоотношений в сфере экономики.
- Психология ответственности предпринимателя в экологической сфере.
- Психологические предпосылки успешного предпринимательства.
- Американское предпринимательство .
- Японское предпринимательство .
- Психологические аспекты предпринимательства в современной России.
- Глава 8. Психология юридического труда. Предмет и задачи психологии юридического труда.
- Этика и психология правоприменительной деятельности.
- Структура профессиограммы следователя.
- Краткие юридические профессиограммы . Судья .
- Прокурор и его помощники.
- Адвокат.
- Эксперт-криминалист.
- Государственный арбитр.
- Юрисконсульт.
- Нотариус.
- Инспектор уголовного розыска.
- Инспектор обэп .
- Участковый инспектор.
- Инспектор гибдд.
- Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа.
- Содержание собеседования.
- Содержание собеседования.
- Правоприменительная деятельность и средства массовой информации.
- Глава 9. Криминальная психология. Предмет и задачи криминальной психологии.
- Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе.
- Психология насильственной и неосторожной преступности.
- Психология компьютерных преступлений.
- Психология развития теневойэкономики и коррупции.
- Психология организованной преступности.
- Глава 11. Психология потерпевшего. Психологическая характеристика потерпевшего.
- Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений.
- Психологическое исследование потерпевших от сексуальных преступлений.
- Психологический анализ показаний потерпевшего.
- Глава 12. Психология несовершеннолетних. Проблема несовершеннолетних в юридической психологии.
- Подросток и преступление.
- Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.
- Глава 13. Психологическая характеристика предварительного следствия. Психология реконструкции события преступления.
- Психология осмотра места происшествия.
- Психология допроса.
- Психология очной ставки.
- Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- Психология обыска и опознания.
- Психологические аспекты расследования преступлений в сфере организованной преступности.
- Глава 14.Использование психолога в качестве консультанта,специалиста и эксперта Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии.
- Судебно-психологическая экспертиза : цели и задачи.
- Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.
- Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы.
- Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий.
- Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
- Посмертно судебно-психологическая экспертиза.
- Психолингвистическая экспертиза.
- Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.
- Психологическая экспертиза в составе комплексных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях (дтп).
- Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.
- Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде.
- Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид.
- Глава 15. Психология судебного процесса (при рассмотрении уголовных дел). Общая психологическая характеристика судебного процесса.
- Психологические основы полемики в судебном процессе.
- Формирование убеждения и принятие решения судом.
- Глава 16. Исправительно-трудовая психология. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.
- Динамика личности осужденного и воспитательный процесс.
- Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.