Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ИТУ имеет большое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации (приспособления) освобожденного к условиям нормального существования в нормальной социальной среде на свободе. Как уже отмечалось, главным видом готовой продукции ИТУ является социально здоровый человеческий материал — освобожденные из заключения. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из ИТУ, вновь совершают преступления. В этой связи встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем проблема доказательства виновности.
Обобщение опыта деятельности ИТУ убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Значение психологической подготовки существенно возросло в связи с тем, что в последние годы в криминологии подвергся глубокому анализу психологический фактор, и в частности его роль в рецидивной преступности. Именно в последние годы была выявлена недостаточность нравственной и практической подготовки осужденного к жизни в нормальных условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Психологическая подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний и формировании установки на то, чтобы вести себя подобающим образом в новых условиях. В результате таких целенаправленных психических воздействий у осужденного формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения. Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча для осужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Нередко это усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.
Выделяют:
- психологическую подготовку осужденных к отбыванию уголовного наказания в конкретном виде ИТУ;
- психологическую подготовку при перемещении осужденных в рамках ИТУ, в связи с изменением условий их содержания;
- психологическую подготовку осужденных при переводе из воспитательно-трудовых в исправительно-трудовые колонии при достижении совершеннолетия;
- психологическую подготовку освобождаемых к жизни на свободе.
Важнее всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении обычно вызывает у людей, решивших порвать с преступным прошлым, психологический барьер, делает их невосприимчивыми к психологическим воздействиям.
СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. По современным воззрениям, психологическая подготовка состоит из двух основных разделов: общей и специальной психологической подготовки. Система общего воздействия на осужденных является неотъемлемой частью их исправления и перевоспитания. В ней принято различать способы индивидуального и коллективного (группового) психологического воздействия. Индивидуальное психологическое воздействие осуществляется воспитателем на отдельную личность; коллективное — направлено на группу осужденных с целью вызова таких групповых психических состояний, которые благоприятно влияли бы на всех членов данного коллектива по закону психологической инерции. Психологическое воздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым. Иллюстрацией этого вида воздействия могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков.
Психологическое воздействие называется косвенным, когда в процессе психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступать в том или ином случае на основе опыта других людей. Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное воздействие может быть прямым или косвенным.
Методы внушения (суггестии) с их основным средством воздействия — словом — могут помочь осужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение, в отличие от убеждения, — это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт или психиатр. Выделяют два способа проведения внушения: словесное — путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.
Механизм самовнушения заключается в реализации осужденным заданной воспитателем схемы. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять. Механизм самовнушения схож с механизмом психологической тренировки, при которой воспитатель стремится развивать у осужденных стремление заниматься определенной деятельностью (например, выработка адаптационных механизмов к ближайшему окружению).
Всех лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три категории.
ЛИЦА, ВПОЛНЕ ИСПРАВИВШИЕСЯ В ПЕРИОД ОТБЫТИЯ НАКАЗАНИЯ. После освобождения эти лица стремятся активно включиться в честную трудовую жизнь. Иногда это стремление способно преодолеть значительные трудности, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации.
ЛИЦА С ДЕФЕКТАМИ ВОСПИТАНИЯ. Эти дефекты у освобожденных могут быть в мировоззрении, в правосознании (обычно в отдельных его аспектах), в моральных и нравственных программах, а также в области трудовых навыков. Положительный прогноз поведения лиц этой категории после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут.
ЛИЦА, НЕ ИСПРАВИВШИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ОТБЫТИЯ НАКАЗАНИЯ.
В процессе пребывания в местах лишения свободы по ряду причин эти лица не избавились от своих преступных взглядов, наклонностей, установок, а порой даже преступного мировоззрения. Что еще хуже, в иных случаях в местах лишения свободы они обогатили свой преступный опыт, развили преступные навыки и преступное мировоззрение. Освобождение эти лица рассматривают как возможность продолжения преступной деятельности. При длительном занятии преступной деятельностью (в особенности у воров) может сформироваться так называемый динамический преступный стереотип поведения. В этом случае человек рассматривает каждую «благоприятную» ситуацию как возможность совершить очередную кражу.
Процесс адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы — сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний и т. д.
Успех адаптации зависит по крайней мере от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.
Ко второй — условия внешней среды, окружающей личность освобожденного; наличие жилья, прописки; семья и взаимоотношения с ней; работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом; отношения с членами малых групп, в которые освобожденный входит по месту работы, жительства и т. п.; тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.
К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный ИТУ и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в ИТУ, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в которые входил осужденный.
Социальная адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, прописки, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.). Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.
В качестве новых подходов предлагается в случаях, когда отсутствует необходимость жесткого контроля за поведением индивида, для ряда категорий освобожденных организовывать через центры социальной адаптации патронат (данная форма социального контроля несколько строже общественного наблюдения, но значительно мягче административного надзора). В то же время за лицами, которые не подпадают под административный надзор, не встали на путь исправления во время отбывания наказания или нарушают правопорядок после освобождения от наказания, также по инициативе совета центра социальной адаптации и под его контролем следует организовывать общественное наблюдение.
Важными являются усилия церкви, ее вклад в восстановление и укрепление общечеловеческих норм и ценностей. Речь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации, а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей.
Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в социальной среде.
Вопросы:
Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии
Наказание. Цели наказания
Какова роль ресоциализации и насколько она эффективна?
Труд как главная цель воспитательного процесса осужденного.
Роль психологической подготовки к условиям жизни на свободе
Способы и методы психологического воздействия
Категории лиц, освобожденных из мест заключения
От чего зависит успех адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы?
Литература:
Васильев В.Л. «Юридическая психология» (стр.604-632)
- Оглавление
- Глава 2. История развития юридической психологии.
- Ранняя история юридической психологии
- Оформление юридической психологии как науки.
- История юридической психологии в 20 столетии.
- Глава 3. Методы юридической психологии. Методологические основы.
- Классификация методов.
- Глава 4. Психология личности и деятельности. Личностный подход в психологии.
- Глава 5. Социализация личности. Личность и социальная группа.
- Социализация и социальная справедливость.
- Сознание, ответственность, правотворчество и правосознание.
- Глава 6. Психология реформы и кризиса в России. Психологические предпосылки проведения реформ.
- Манипулирование как альтернатива созиданию.
- Психология кризиса.
- Глава 7. Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности. Этико-психологический анализ взаимоотношений в сфере экономики.
- Психология ответственности предпринимателя в экологической сфере.
- Психологические предпосылки успешного предпринимательства.
- Американское предпринимательство .
- Японское предпринимательство .
- Психологические аспекты предпринимательства в современной России.
- Глава 8. Психология юридического труда. Предмет и задачи психологии юридического труда.
- Этика и психология правоприменительной деятельности.
- Структура профессиограммы следователя.
- Краткие юридические профессиограммы . Судья .
- Прокурор и его помощники.
- Адвокат.
- Эксперт-криминалист.
- Государственный арбитр.
- Юрисконсульт.
- Нотариус.
- Инспектор уголовного розыска.
- Инспектор обэп .
- Участковый инспектор.
- Инспектор гибдд.
- Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа.
- Содержание собеседования.
- Содержание собеседования.
- Правоприменительная деятельность и средства массовой информации.
- Глава 9. Криминальная психология. Предмет и задачи криминальной психологии.
- Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе.
- Психология насильственной и неосторожной преступности.
- Психология компьютерных преступлений.
- Психология развития теневойэкономики и коррупции.
- Психология организованной преступности.
- Глава 11. Психология потерпевшего. Психологическая характеристика потерпевшего.
- Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений.
- Психологическое исследование потерпевших от сексуальных преступлений.
- Психологический анализ показаний потерпевшего.
- Глава 12. Психология несовершеннолетних. Проблема несовершеннолетних в юридической психологии.
- Подросток и преступление.
- Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.
- Глава 13. Психологическая характеристика предварительного следствия. Психология реконструкции события преступления.
- Психология осмотра места происшествия.
- Психология допроса.
- Психология очной ставки.
- Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- Психология обыска и опознания.
- Психологические аспекты расследования преступлений в сфере организованной преступности.
- Глава 14.Использование психолога в качестве консультанта,специалиста и эксперта Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии.
- Судебно-психологическая экспертиза : цели и задачи.
- Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.
- Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы.
- Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий.
- Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
- Посмертно судебно-психологическая экспертиза.
- Психолингвистическая экспертиза.
- Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.
- Психологическая экспертиза в составе комплексных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях (дтп).
- Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.
- Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде.
- Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид.
- Глава 15. Психология судебного процесса (при рассмотрении уголовных дел). Общая психологическая характеристика судебного процесса.
- Психологические основы полемики в судебном процессе.
- Формирование убеждения и принятие решения судом.
- Глава 16. Исправительно-трудовая психология. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.
- Динамика личности осужденного и воспитательный процесс.
- Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.