Глава 12. Психология несовершеннолетних. Проблема несовершеннолетних в юридической психологии.
Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.
Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.
Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п.
В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти свое место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к нему.
Подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным, главным образом, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Подростки этого возраста, как правило, школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств — чувство взрослости -представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг
Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически — это период завершения физического созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.
Социальное положение юношества неоднородно. Юность — завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек — еще учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности.
Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные из подросткового этапа, — собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п.
В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поения заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам). Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.
Личность «трудного» подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, наличность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».
Скачкообразное, резкое появление качественно новых свойств психики подростка в свою очередь требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий
Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками.
С рождения начинается процесс социализации человеческой личности. Это активный процесс усвоения навыков социального поведения.
Большинство родителей, конечно же, любят своих детей, особенно когда они маленькие. Но в этой любви не хватает уважения к ребенку. Свобода маленьких детей с самого начала ограничивается, их познавательная активность не находит выхода, притупляется.
Школа принимает эстафету от родителей и детского сада. Процесс обучения и воспитания в ней в настоящее время не способствует творческой активности. Это проявляется в учебных программах и в общей атмосфере, ориентированной на воспитание пассивности, исполнительности.
Феминизация школьного педагогического корпуса привела и к выдвижению на все «ответственные» общественные посты в школьном самоуправлении девочек: «они послушнее и исполнительнее». Мальчикам все чаще достается роль пассивной оппозиции. Не желая принять эту роль, многие мальчики «выходят» из семьи и школы в подворотню, где между ними стихийно складываются группы «трудных» ребят с отклонениями в поведении.
Таким образом, накопилось достаточное количество поводов для возникновения острых конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками как в семье, так и в школе, на улице, в общественных местах. Немалую роль при этом играет и несдержанность, педагогическая несостоятельность взрослых, не желающих уважать личное достоинство подростка, считаться с его возрастными психологическими особенностями и стремящихся действовать сугубо авторитарными методами, которые порой выражают неоправданно оскорбительное отношение к формирующейся личности.
Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том , что у подростков существенно перестраиваются отношения со сверстниками.
Подростковая гиперсексуальность требует особо внимательного отношения к проблеме полового воспитания. Там, где приобщение к половой жизни происходит в раннем возрасте и в циничных обстоятельствах, возникает реальная возможность деморализации личности юноши, формирования потребительски-развлекательного отношения к женщине, неспособность управлять своими инстинктами и как следствие этого — неспособность к моногамии, к сохранению верности в браке
Особое место среди неблагоприятных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного, наследственного характера либо наступившая в результате черепно-мозговых травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в возрасте до двух-трех лет. Социальная адаптация детей с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у этих детей, должны осуществляться по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях.
Извращенные биологические потребности как психобиологические предпосылки асоциального поведения встречаются у несовершеннолетних значительно реже, чем у взрослых преступников, но тем не менее и они не должны выпадать из поля зрения криминологического анализа. Сюда можно отнести юношескую гиперсексуальность, не сублимированную в социально активные формы деятельности, закрепившуюся на уровне дурных привычек (потребность в алкоголе, наркотиках). Борьба с такого рода явлениями требует комплексных мер как педагогического, медицинского, так и административно-принудительного характера.
Глубокое и всестороннее исследование психологических предпосылок возникновения и развития наркомании в молодежной среде дает возможность выявить основные закономерности этого явления, разработать комплексные рекомендации, направленные на борьбу с преступностью в сфере злоупотребления наркотиками.
Группы людей, имеющих потребность в наркотиках, обслуживает система наркобизнеса, который представляет собой сложное социальное явление теневой экономики, образующее иерархическую структуру управления и эксплуатации в процессе изготовления и потребления наркотиков большими массами людей
Даже когда речь идет о психофизиологических предпосылках отклоняющегося поведения в частности о нервно-психических болезнях и патологиях мы видим, что и здесь важную роль играет социальный фактор, особенности ближайшего окружения индивида Наряду с отклонениями нервно-психического характера, особую проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей. Специальные исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям'. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества. Однако же умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию, при особых неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они могут легко попадать под влияние более взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках. И эти обстоятельства нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов.
Слабоумие детей, являясь одной из психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, само нередко оказывается порождением социальных факторов, в частности алкоголизма.
Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, следует подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении правонарушений отводится мерам общего социально-педагогического характера: совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.
- Оглавление
- Глава 2. История развития юридической психологии.
- Ранняя история юридической психологии
- Оформление юридической психологии как науки.
- История юридической психологии в 20 столетии.
- Глава 3. Методы юридической психологии. Методологические основы.
- Классификация методов.
- Глава 4. Психология личности и деятельности. Личностный подход в психологии.
- Глава 5. Социализация личности. Личность и социальная группа.
- Социализация и социальная справедливость.
- Сознание, ответственность, правотворчество и правосознание.
- Глава 6. Психология реформы и кризиса в России. Психологические предпосылки проведения реформ.
- Манипулирование как альтернатива созиданию.
- Психология кризиса.
- Глава 7. Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности. Этико-психологический анализ взаимоотношений в сфере экономики.
- Психология ответственности предпринимателя в экологической сфере.
- Психологические предпосылки успешного предпринимательства.
- Американское предпринимательство .
- Японское предпринимательство .
- Психологические аспекты предпринимательства в современной России.
- Глава 8. Психология юридического труда. Предмет и задачи психологии юридического труда.
- Этика и психология правоприменительной деятельности.
- Структура профессиограммы следователя.
- Краткие юридические профессиограммы . Судья .
- Прокурор и его помощники.
- Адвокат.
- Эксперт-криминалист.
- Государственный арбитр.
- Юрисконсульт.
- Нотариус.
- Инспектор уголовного розыска.
- Инспектор обэп .
- Участковый инспектор.
- Инспектор гибдд.
- Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа.
- Содержание собеседования.
- Содержание собеседования.
- Правоприменительная деятельность и средства массовой информации.
- Глава 9. Криминальная психология. Предмет и задачи криминальной психологии.
- Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе.
- Психология насильственной и неосторожной преступности.
- Психология компьютерных преступлений.
- Психология развития теневойэкономики и коррупции.
- Психология организованной преступности.
- Глава 11. Психология потерпевшего. Психологическая характеристика потерпевшего.
- Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений.
- Психологическое исследование потерпевших от сексуальных преступлений.
- Психологический анализ показаний потерпевшего.
- Глава 12. Психология несовершеннолетних. Проблема несовершеннолетних в юридической психологии.
- Подросток и преступление.
- Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.
- Глава 13. Психологическая характеристика предварительного следствия. Психология реконструкции события преступления.
- Психология осмотра места происшествия.
- Психология допроса.
- Психология очной ставки.
- Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- Психология обыска и опознания.
- Психологические аспекты расследования преступлений в сфере организованной преступности.
- Глава 14.Использование психолога в качестве консультанта,специалиста и эксперта Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии.
- Судебно-психологическая экспертиза : цели и задачи.
- Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.
- Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы.
- Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий.
- Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
- Посмертно судебно-психологическая экспертиза.
- Психолингвистическая экспертиза.
- Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.
- Психологическая экспертиза в составе комплексных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях (дтп).
- Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.
- Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде.
- Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид.
- Глава 15. Психология судебного процесса (при рассмотрении уголовных дел). Общая психологическая характеристика судебного процесса.
- Психологические основы полемики в судебном процессе.
- Формирование убеждения и принятие решения судом.
- Глава 16. Исправительно-трудовая психология. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.
- Динамика личности осужденного и воспитательный процесс.
- Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.