Социализация и социальная справедливость.
Социализация личности — процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в ходе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности, при которой предписания общественных норм воспринимаются ею как собственные жизненные установки. Такая ценностно-нормативная ориентация личности формируется путем политического, трудового, нравственного и правового воспитания.
Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.
Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
Социальная справедливость в значительной степени предоставляет возможности для самореализации личности в данных общественных условиях, что приводит к достижению социальной гармонии.
Жизнеспособность общественной системы связана с уровнем социализации отдельных членов, составляющих общество, и с возможностью для них полностью реализовать свой личностный потенциал. При этом большое значение имеет состояние динамического равновесия, с помощью которого возможно достижение в обществе социальной гармонии. Этому способствуют моральные, этические и правовые программы, которые личность усваивает в процессе социализации, а также внешний и внутренний контроль за соблюдением этих программ. С другой стороны, социальная несправедливость приводит к невозможности самореализации личности, в результате чего возникает социальное напряжение как для отдельной личности, так и для целых групп. Существуют различные варианты снятия этого напряжения, которые будут рассмотрены нами ниже. Здесь же отметим, что противоречие между личностью, социальной группой и обществом в целом является обычно следствием как особенности психологической структуры данного субъекта, так и своеобразия требований, которые к нему предъявляет окружающая социальная среда. Можно назвать ряд устойчивых качеств: групповой эгоизм, зависть, постоянное стремление к поискам врага, — которые лежат в основе социального напряжения.
Сила системы равна силе ее самого слабого звена — это общий закон жизни. Части машины могут быть верхом совершенства, но если ее рабочий инструмент слаб, успех всей работы будет проблематичен.
Упадок духа, неверие в социальную справедливость могут — в радиусе своего действия и на время этого действия — срывать работу самых лучших социальных принципов. Психологическое состояние человека — могучая производительная сила, способная усиливать или ослаблять нашу трудовую или общественную энергию. Массовые психологические тяготы могут серьезно мешать ходу прогресса.
Понятие «социальная справедливость» характеризует как социальные достижения, так и социальные задачи, которые предстоит решать, чтобы привести всю систему общественных отношений к социальной гармонии. Социальная справедливость — понятие многоплановое, весьма емкое. Но главное, что отражено в нем, — это представление о должном, соответствующем сущности общественного строя, — человечности целей и средств общественного развития.
Равенство — это не уравниловка. Тенденция уравнительности порождает иждивенчество, отрицательно влияет на качество труда, снижает стимулы повышения его производительности, между тем творческий, высокопроизводительный труд, талант, реальный вклад человека в общее дело нужно всемерно поощрять.
Среди тех проблем, которые предшествовали перестройке, важен разлад между интересами работника и трудового коллектива, между интересами трудового коллектива и общества в целом.
Так называемый консерватор просто не в состоянии изменить точку зрения, увидеть заданную ему ситуацию либо под иным углом зрения, либо, что еще важнее, посмотреть глубже и шире. Несколько упрощенно можно сказать, что он способен видеть проблему лишь в одной ее проекции. В то время как для более или менее полного представления о предмете нужны три проекции, с помощью которых мы воссоздаем объемное изображение, необходимо подключить аппарат нашего пространственного воображения. Далее работает творческая интуиция. Конечно, не у всех людей имеется достаточный потенциал и, главное, смелость для использования этих механизмов. Ведь гораздо удобнее колея, по которой до тебя проехали сотни других.
Важным для общества является чувство ответственности (за порученное дело, за взятые обязательства, за выполняемую работу и т. д.), связанное с ним чувство контроля со стороны окружающих и способность человека к самопроверке — «детекция ошибок».
Еще важнее для того дела, которое человек делает, чувство перспективы, ясное представление о том, «что из этого всего получится», умение постоянно соотносить полученные конкретные результаты с перспективным планом и коррекция полученных результатов.
Многие молодые специалисты отмечают, что, поступив на работу, они попадают в обстановку рутины и косности, которая препятствует проявлению творчества и формирует послушного бездельника. Завершает эту цепочку «воспитательных» факторов система назначения на руководящую должность, когда главным критерием при выборе кандидата является исполнительность и личная преданность вместо знания дела, умения руководить людьми и наличия творческой перспективы роста.
Кстати, у алкоголизма как социального явления есть много аспектов: медицинский, экономический, демографический и т. д. Мы мало обращаем внимания на психологические корни этого явления, на то, что многие люди пьют в попытке компенсировать чувство неполноценности, возникшее из-за того, что человек не состоялся как личность, не нашел себя. Психологические корни пьянства — в духовной опустошенности пьющего.
Главным воспитательным фундаментом детской жизни должно быть каждодневное созидание (для других и для себя) — вещей, игрушек, рисунков, стихов, еды, чистоты, порядка; каждодневное проявление заботы о родителях, родственниках, друзьях, соседях. Духовное и материальное созидание должно вместе с игрой стать генеральным стержнем детских будней. Только тогда из детей будут вырастать настоящие люди с равновесием созидательных и потребительских запросов, с перевесом духовных ценностей над вещными.
Прогрессивное общество должно стимулировать таланты своих членов, способствовать их проявлению, становлению и развитию. Это не только отвечает целям и задачам общества в принципе, но и способствует прогрессу страны на каждом конкретном историческом этапе. Ведь настоящий талант, к сожалению, не так часто встречается.
В настоящее время в России постепенно формируются производственные от ношения, характерные для рыночной экономики и аналогичные тем или иным периодам развития социально-институциональных структур промышленно развитых стран Запада и естественно отражающие опыт истории СССР и социо-культурную специфику нашего евроазиатского региона.
Исследования социологов показывают, что приблизительно две трети производственных конфликтов можно снять созданием общественной атмосферы согласия. А эту атмосферу практически утверждают организационные структуры, примиряющие интересы противостоящих сторон главным образом с помощью переговорных процессов. В свою очередь эти процессы идут успешно, если участники переговоров проявляют определенное профессиональное умение формулировать цели, использовать рациональную аргументацию, вести конструктивный диалог с оппонентом.
Успех реформ в России, да и в других странах СНГ, во многом зависит от развития этого умения в лидирующих группах профсоюзного движения и предпринимательства и от степени интеграции в массовое сознание понимания того, что наиболее эффективной моделью трудовых отношений (одновременно в социальном и экономическом плане) может быть производственное партнерство наемной рабочей силы и администрации (частнопредпринимательской, кооперативной, государственной). Такое партнерство, удерживающее в договорных и правовых рамках противостояние интересов производственных сторон, подразумевает решение естественной конфликтности при обмене, распределении, потреблении с помощью коллективно-договорных и трехсторонних механизмов (профсоюзы — администрация — государственный арбитраж).
Те формы социального партнерства, которые существовали в «плановой экономике» России, отчасти были «псевдопартнерством», отчасти могли быть приемлемыми для ранних форм индустриализации и соответствующей политической обстановки. Наиболее эффективную форму социального партнерства, сочетающего свободу конфликта и ориентацию на совместное участие партнеров в потреблении результатов интенсивного хозяйственного роста, породили экономики рыночного типа, точнее говоря, модели «смешанной экономики», характерные для США, Японии, Западной Европы. Они обеспечивают достаточно продуктивную стыковку микросоциальных и экономических интересов труда и капитала друг с другом и сочетание этого микроуровня с макроэкономическими задачами общественного развития. Россия способна с успехом использовать общие принципы социального партнерства в своей собственной «смешанной экономике», с тем чтобы на новом и более высоком уровне решать задачу мотивации труда, раскрытия творческих способностей масс и оптимизации производства.
Обществу необходима сегодня культура отношений, апеллирующая к вечным ценностям человеческого бытия, к смыслу жизни, внутренней свободе, личному достоинству человека, к творческой силе его воображения. Человек не может получить извне большую свободу, чем та, которой он уже обладает.
- Оглавление
- Глава 2. История развития юридической психологии.
- Ранняя история юридической психологии
- Оформление юридической психологии как науки.
- История юридической психологии в 20 столетии.
- Глава 3. Методы юридической психологии. Методологические основы.
- Классификация методов.
- Глава 4. Психология личности и деятельности. Личностный подход в психологии.
- Глава 5. Социализация личности. Личность и социальная группа.
- Социализация и социальная справедливость.
- Сознание, ответственность, правотворчество и правосознание.
- Глава 6. Психология реформы и кризиса в России. Психологические предпосылки проведения реформ.
- Манипулирование как альтернатива созиданию.
- Психология кризиса.
- Глава 7. Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности. Этико-психологический анализ взаимоотношений в сфере экономики.
- Психология ответственности предпринимателя в экологической сфере.
- Психологические предпосылки успешного предпринимательства.
- Американское предпринимательство .
- Японское предпринимательство .
- Психологические аспекты предпринимательства в современной России.
- Глава 8. Психология юридического труда. Предмет и задачи психологии юридического труда.
- Этика и психология правоприменительной деятельности.
- Структура профессиограммы следователя.
- Краткие юридические профессиограммы . Судья .
- Прокурор и его помощники.
- Адвокат.
- Эксперт-криминалист.
- Государственный арбитр.
- Юрисконсульт.
- Нотариус.
- Инспектор уголовного розыска.
- Инспектор обэп .
- Участковый инспектор.
- Инспектор гибдд.
- Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа.
- Содержание собеседования.
- Содержание собеседования.
- Правоприменительная деятельность и средства массовой информации.
- Глава 9. Криминальная психология. Предмет и задачи криминальной психологии.
- Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе.
- Психология насильственной и неосторожной преступности.
- Психология компьютерных преступлений.
- Психология развития теневойэкономики и коррупции.
- Психология организованной преступности.
- Глава 11. Психология потерпевшего. Психологическая характеристика потерпевшего.
- Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений.
- Психологическое исследование потерпевших от сексуальных преступлений.
- Психологический анализ показаний потерпевшего.
- Глава 12. Психология несовершеннолетних. Проблема несовершеннолетних в юридической психологии.
- Подросток и преступление.
- Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.
- Глава 13. Психологическая характеристика предварительного следствия. Психология реконструкции события преступления.
- Психология осмотра места происшествия.
- Психология допроса.
- Психология очной ставки.
- Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- Психология обыска и опознания.
- Психологические аспекты расследования преступлений в сфере организованной преступности.
- Глава 14.Использование психолога в качестве консультанта,специалиста и эксперта Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии.
- Судебно-психологическая экспертиза : цели и задачи.
- Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.
- Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы.
- Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий.
- Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
- Посмертно судебно-психологическая экспертиза.
- Психолингвистическая экспертиза.
- Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.
- Психологическая экспертиза в составе комплексных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях (дтп).
- Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.
- Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде.
- Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид.
- Глава 15. Психология судебного процесса (при рассмотрении уголовных дел). Общая психологическая характеристика судебного процесса.
- Психологические основы полемики в судебном процессе.
- Формирование убеждения и принятие решения судом.
- Глава 16. Исправительно-трудовая психология. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.
- Динамика личности осужденного и воспитательный процесс.
- Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.