logo search
ГОСЫ_с инета / ГОСЫ

11. Основные методологические принципы научной психологии.

Уже в середине 30-х годов формулируются основные принци­пы советской психологической науки: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности.

Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то ее развитие определяется есте­ственным отбором как биологическим законом. Если говорить о психике человека, то происхождение, формы и развитие чело­веческого сознания определяются в конечном счете законами раз­вития способа производства материальных средств жизни. Важ­нейшим выводом из этого общего материалистического принци­па обусловленности сознания человека общественным бытием явилось понимание общественно-исторического характера чело­веческого сознания.

Принцип детерминизма применительно к психологической те­ории личности ориентирован не только на идею причинности как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени след­ствию, но и на другие его формы (М.Г.Ярошевский): на систем­ный детерминизм, обнаруживающийся в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого, а также на целевой де­терминизм, в соответствии с которым цель определяет процесс достижения результата. Представление об активности личности, ее направленности, которое утвердилось в психологии начиная со второй половины 30-х годов XX века, создает методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне категории «психосоциального отношения». В психологии были выдви­нуты трактовка детерминизма как действия «внешних причин че­рез внутренние условия» (С.Л.Рубинштейн) и трактовка детерми­низма как действия «внутреннего через внешнее» (А.Н.Леонтьев). С позиции детерминизма развитие личности как системного качества индивида обусловлено социально, хотя сам индивид об­ладает биологическими предпосылками для своего развития. (Петровский Ярошевский).

Принцип развития в психологической теории личности реали­зуется в понимании процесса превращения биологических струк­тур индивида в социально обусловленные структуры его личности (Петровский Ярошевский).

Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального разви­тия. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении и решении проблем ее становления — принцип раз­вития.

Выступая как высший тип движения, развитие представляет собой не простой всеобщий и вечный рост, увеличение, а каче­ственное преобразование, отличающееся рядом определенных закономерностей.

Процесс развития носит, во-первых, поступательный харак­тер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты, свойства низших, но повторяют их на более высокой базе.

Во-вторых, развитие характеризуется необратимостью, т.е-, не копированием, а движением на новом уровне, новом витке спи­рали, когда реализуются результаты предыдущего развития.

В-третьих, развитие представляет собой единство борющих­ся противоположностей, являющихся внутренней движущей силой процесса развития. Речь идет о противоречии в самой сущности предметов как принципе всякого самодвижения. Имен­но разрешение внутренних противоречий и приводит через ска­чок к новому этапу развития, переводя его на новый виток спи­рали, при взаимозависимости и неразрывной связи всех сторон развивающегося явления. (Фельдштейн).

Позиция советской психологии отличается коренным обра­зом от идеалистических представлений о сознании, которые вос­ходят к Декарту и которые обособляют внутренний психический мир от деятельности, движений, поступков, подчиненных зако­нам физической причинности. Позиция советской психологии отличается коренным образом и от бихевиористических воззре­ний, которые предметом психологического изучения признают акты поведения и предполагают несущественным, есть ли в го­лове действующего человека какая-либо картина мира, есть ли сознание или нет.

Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных объекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство. Таким образом, единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и то же отношение к объекту обуславливает и сознание и поведение, одно – в идеальном, другое – в материальном плане. Этим в самой основе своей преодолевается традиционный картезианский дуализм.

Диалектико-материалистическое понимание психического развития устанавливает зависимость последнего от трудовой деятельности, обучения, игры. Усвоение общественного опыта, которое при этом происходит, и выступает в качестве специфи­ческой для человека формы психического развития. Л. С. Выгот­ский, высказывая мысль, что обучение формирует психическое развитие, вместе с тем подчеркивал, что при этом создаются новые, совершенно особые формы сознательной деятельности. П. П. Блонский анализировал развитие мышления в младшем школьном возрасте в связи с играми, в подростковом — в связи с учением. С. Л. Рубинштейн писал, что, проявляясь в деятель­ности, сознание в деятельности и формируется. Б. М. Теплое, ис­следуя способности, эти важнейшие индивидуально-психологи­ческие качества человека, указывал, что способности существу­ют только в развитии, но так как развитие осуществляется не иначе, как в процессе деятельности, то «способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности»1.

Системный подход – основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана с характером взаимодействия между элементами. На первый план выдвигается задача познания характера и механизма этих связей и отношений.

Сущность системного подхода находит выражение в следующих положениях, помогающих установить свойства системных объектов и совершенствовать их.

Принцип через теорию деятельности: Характеризуя понятие «действие» можно выделить следующие 4 момента: 1. действие включает в качестве необходимого акт сознания в виде постановки и удержании цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала У сознания, а «раскрывается» в действии. 2.действие - это одновременно и акт поведения, следовательно, теория деятельности сохраняет так же достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность (принцип единства сознания и поведения). Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. 3.через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма. Деятельность - активный целенаправленный процесс (принцип активности). 4.понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Действия человека предметны, они реализуют социальные - производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).