logo search
ГОСЫ_с инета / ГОСЫ

77. История формирования социально-психологических идей.

Период, о котором идет речь, относится к середине XIX в. К этому времени можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредст­венное отношение к различным процессам общественной жизни. Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного развития капитализма, умноже­ния экономических связей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языко­знание не было в состоянии своими средствами решить эти про­блемы. Точно так же к этому времени были накоплены значитель­ные факты в области антропологии, этнографии и археологии, ко­торые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услу­гах социальной психологии.. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталисти­ческих общественных отношений породило новые формы проти­воправного поведения, и объяснение причин, его детерминирую­щих, приходилось искать не только в сфере социальных отноше­ний, но и с учетом психологических характеристик поведения.

По-иному складывался интерес к социально-психологическо­му знанию в области социологии. Социология сама выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в. (ее родоначальни­ком считается французский философ-позитивист Огюст Конт). Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике, примером чего может служить концеп­ция французского социолога Г. Тарда. С его точки зрения, эле­ментарный социальный факт заключен не в пределах одного моз­га, что есть предмет интрацеребральной психологии, а в сопри­косновении нескольких умов, что должно изучаться интерменталь­ной психологией. Общая модель социального рисовалась как вза­имоотношение двух индивидов, из которых один подражает дру­гому.

Когда объяснительные модели такого рода отчетливо проде­монстрировали свою несостоятельность, социологи предложили более сложные формы психологического редукционизма. Законы социального стали теперь сводить к законам коллективной психи­ки. Окончательно оформляется особое направление в системе со­циологического знания — психологическое направление в социо­логии. Родоначальником его в США является Л. Уорд, но, пожа­луй, особенно ярко идеи этого направления были сформулирова­ны в трудах Ф. Гиддингса. С его точки зрения, первичный соци­альный факт составляет не сознание индивида, не «народный дух», но так называемое «сознание рода». Отсюда социальный факт есть не что иное как социальный разум. Его исследованием должна заниматься «психология общества», или, что то же самое, социо­логия. Здесь идея «сведения» доведена до ее логического конца. Таким образом, в развитии двух наук психологии и социологии — обозначилось как бы встречное движе­ние, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки. Эти взаимные устремления реализовались в середине 19 в и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.

Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Психология народов как одна из первых форм социально-пси­хологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия, психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотноше­нии личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверх­индивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических постро­ений немецкого обществоведения той эпохи. Определенное влия­ние она оказала и на психологию народов. Теоретическими источ­никами ее послужили: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта, которая, по выра­жению М.Г. Ярошевского, явилась «гибридом лейбницевской мона­дологии и английского ассоцианизма» (Ярошевский, 1976. С. 238). Психология народов попыталась соединить эти два подхода.

Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824—1903) и языковед Г. Штейнталь (1823—1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология на­родов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обы­чаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психоло­гии — «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832—1920). Впервые свои идеи по этому по­воду Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в пер­вом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: фи­зиологической психологии и психологии народов. Соответствен­но каждой части Вундтом были написаны фундаментальные рабо­ты, и вот именно вторая часть была изложена в «Психологии на­родов». С точки зрения Вундта, физиологическая психология яв­ляется экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не при­годен для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психо­логия народов. В ней должны применяться иные методы, а имен­но анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого» и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических ис­следований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисципли­на, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является об­щей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому дол­жен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на извест­ные упрощения, эта концепция поставила принципиальный во­прос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное со­знание в определенной степени задается ею.

Психология масс (Г.Тард, Г. Лебон, С. Сигеле).Психология масс представляет собой другую форму первых со­циально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении лич­ности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта тео­рия родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зре­ния Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, ин-теллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает ирраци­ональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказыва­ется более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда — роль ир­рациональных моментов в социальном поведении и роль подра­жания — были усвоены непосредственными создателями психоло­гии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868—1913) и французский социолог Г. Лебон (1841 — 1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преиму­щественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психо­логия народов и масс», в которой и изложена суть концепции.

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способ­ности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству им­пульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различ­ным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсут­ствию контроля над страстями) (Лебон, 1896). Вывод, который сле­дует из описания этой картины поведения человека в массе, со­стоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выпол­нять «элита». Выводы эти были сделаны на основании рассмотре­ния единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтвержде­ний не приводилось, вследствие чего паника оказалась единствен­ной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые дру­гие массовые действия.

В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Конец XIX в., ознаменованный многочисленными мас­совыми выступлениями, заставлял официальную идеологию ис­кать средства обоснования различных акций, направленных про­тив этих массовых выступлений. Большое распространение полу­чает утверждение о том, что конец XIX — начало XX в. — это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняет­ся импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддает­ся различным иррациональным действиям. Психология масс ока­залась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональ­ное движение масс.

Что же касается чисто теоретического значения психологии масс, то оно оказалось двойственным: с одной стороны, здесь был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества, но, с другой стороны, решение его было никак не обосновано. Формально в данном случае признавался известный примат ин­дивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе, и даже на этом «материале» выглядело весьма односто­ронне, поскольку сама «толпа», или «масса», была описана лишь в одной-единственной ситуации ее поведения, ситуации паники.

5. Теория инстинктов социального поведения В. Макдугалла. Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоя­тельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871 — 1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальней­шем работавшего там. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом оконча­тельного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психо­логии», которые могли бы претендовать тоже на первое система­тическое руководство.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, при­нимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип осо­бенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиориз­му (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного ха­рактера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позд­нее «склонностей»). Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в резуль­тате определенного психофизического предрасположения — на­личия наследственно закрепленных каналов для разрядки нерв­ной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), централь­ную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Та­ким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и опре­деленный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответ­ствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохране­ния; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт стро­ительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство при­надлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреж­дения: семья, торговля, различные общественные процессы, в пер­вую очередь война.