77. История формирования социально-психологических идей.
Период, о котором идет речь, относится к середине XIX в. К этому времени можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни. Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного развития капитализма, умножения экономических связей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не было в состоянии своими средствами решить эти проблемы. Точно так же к этому времени были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии.. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических общественных отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения.
По-иному складывался интерес к социально-психологическому знанию в области социологии. Социология сама выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в. (ее родоначальником считается французский философ-позитивист Огюст Конт). Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике, примером чего может служить концепция французского социолога Г. Тарда. С его точки зрения, элементарный социальный факт заключен не в пределах одного мозга, что есть предмет интрацеребральной психологии, а в соприкосновении нескольких умов, что должно изучаться интерментальной психологией. Общая модель социального рисовалась как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому.
Когда объяснительные модели такого рода отчетливо продемонстрировали свою несостоятельность, социологи предложили более сложные формы психологического редукционизма. Законы социального стали теперь сводить к законам коллективной психики. Окончательно оформляется особое направление в системе социологического знания — психологическое направление в социологии. Родоначальником его в США является Л. Уорд, но, пожалуй, особенно ярко идеи этого направления были сформулированы в трудах Ф. Гиддингса. С его точки зрения, первичный социальный факт составляет не сознание индивида, не «народный дух», но так называемое «сознание рода». Отсюда социальный факт есть не что иное как социальный разум. Его исследованием должна заниматься «психология общества», или, что то же самое, социология. Здесь идея «сведения» доведена до ее логического конца. Таким образом, в развитии двух наук психологии и социологии — обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки. Эти взаимные устремления реализовались в середине 19 в и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.
Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия, психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических построений немецкого обществоведения той эпохи. Определенное влияние она оказала и на психологию народов. Теоретическими источниками ее послужили: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта, которая, по выражению М.Г. Ярошевского, явилась «гибридом лейбницевской монадологии и английского ассоцианизма» (Ярошевский, 1976. С. 238). Психология народов попыталась соединить эти два подхода.
Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824—1903) и языковед Г. Штейнталь (1823—1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии — «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832—1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в «Психологии народов». С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.
Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого» и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.
Психология масс (Г.Тард, Г. Лебон, С. Сигеле).Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, ин-теллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда — роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания — были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868—1913) и французский социолог Г. Лебон (1841 — 1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции.
С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) (Лебон, 1896). Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие массовые действия.
В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Конец XIX в., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX — начало XX в. — это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональное движение масс.
Что же касается чисто теоретического значения психологии масс, то оно оказалось двойственным: с одной стороны, здесь был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества, но, с другой стороны, решение его было никак не обосновано. Формально в данном случае признавался известный примат индивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе, и даже на этом «материале» выглядело весьма односторонне, поскольку сама «толпа», или «масса», была описана лишь в одной-единственной ситуации ее поведения, ситуации паники.
5. Теория инстинктов социального поведения В. Макдугалла. Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871 — 1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальнейшем работавшего там. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психологии», которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство.
Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее «склонностей»). Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения — наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.
Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.
- 3.Определение психологии как науки.Различные представления о предмете психологии(плюс Гальперин)
- 4. Определение психики. Понятие психического отражения.
- 1. Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.
- 11. Основные методологические принципы научной психологии.
- 5. Методы исследования в психологии.
- 2. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
- 1. Стадия элементарной сенсорной психики
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.
- 15. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций.
- 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
- 33. Потребности, их характеристика и классификация.
- 21. Мотивы, их функции и виды.
- 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность ,субъект
- 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
- 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
- 12. Самосознание, его структура и развитие.
- 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
- 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
- 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
- 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
- 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
- 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
- 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
- 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
- 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
- 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
- 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
- 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
- 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
- 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
- 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
- 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
- 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
- 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
- 34. Общая характеристика волевых процессов.
- 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
- 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
- 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
- 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
- 58. Проблема периодизации психического развития.
- 77. История формирования социально-психологических идей.
- 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
- 99. Психология межгрупповых отношений
- 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
- 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
- 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
- 98. Социально-психологические аспекты управления.
- 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
- 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
- 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
- 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
- 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
- 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
- 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
- Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
- Психологические особенности лекции
- Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
- 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
- 86. Способы психологической работы с конфликтом.
- 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
- 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
- 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
- 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
- 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
- 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
- 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
- 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
- 78. Методы социальной психологии.
- 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
- 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
- 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
- 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
- 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
- 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
- 72. Основные направления современной психотерапии.