logo search
Этика и психология деловых отношений

Что такое «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

Слово «личность» широко употребимо в нашем повседневном общении. Однако при использовании этого термина люди нередко не разграничивают его с понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек». Хотя, несомненно, что понятия эти различны. Всякого ли человека можно назвать личностью? Является ли умственно отсталый, новорожденный или дикарь эпохи неолита личностью? Личностями не рождаются, личностями становятся.

С точки зрения психологии, человек — это предельно общее понятие для обозначения существа, воплощающего собой высшую ступень в эволюции жизни и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие «человек» используется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей, т.е. это понятие выражает целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и проявлений. Существует такая особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, который отличается от всех других материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Дадим определение: человек — это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, Функционирования и развития.

Но человечество как определенная социальная и биологическая (род homo sapiens) общность существует не сама по себе, а через отдельных представителей человечества. Жизнедеятельность отдельных конкретных представителей человеческого рода фиксируется понятием «индивид». Индивид — это единичный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Индивид обладает следующими признаками:

признаком целостности, который указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;

устойчивостью, определяющей сохранность основных отношений индивида к действительности, предлагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности;

активностью, обеспечивающей способностью к самоизменению, преодолению зависимости от ситуаций.

Индивидом можно назвать и двухнедельного младенца, и взрослого на стадии дикости, и образованного человека из цивилизованной страны. При этом нельзя полностью игнорировать действие физиопсихологических факторов: возрастных особенностей, пола, темперамента, способностей и т.д. Чтобы отразить особенности психики человека на различных этапах филогенетического и онтогенетического развития, наряду с термином «индивид» в психологии используется также термин «личность». Индивид в данном контексте рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность представляет собой результат развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Признание индивида как исходного состояния для развития личности присуще всем отечественным психологам. Но ответ на вопрос, каковы же особенности личности, неоднозначен. Одни психологи считают, что любой взрослый человек, т. е. человек, обладающий сознанием, — личность.

Например, К. К. Платонов (1906—1984), считает, что личностью можно назвать конкретного человека или субъекта преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В позиции К. К. Платонова снимается вопрос о различении индивида и личности.

А.В. Петровский утверждает, что понятие «личности» связано с качеством социальности. Согласно А.В. Петровскому, личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. По мнению ученого, индивид обладает вполне чувственными, т. е. доступными восприятию с помощью органов чувств свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Личностью индивид становится благодаря приобретению особого «сверхчувственного» качества — социальности.

Сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Личность прежде всего является субъектом деятельности и отношений. Личность — это социально-психологическая сущность человека, которая формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Именно под влиянием деятельности, общения, воспитания и обучения человек становится личностью. Быть личностью — значит постоянно строить самого себя и других людей, обладать тем набором приемов и средств, с помощью которых можно владеть собственным поведением. Объектом внимания личности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе, самооценку, способность к самоанализу и самореализации.

С концепцией А.В. Петровского в значительной мере соглашается Л.И. Божович (1908—1981). Она считает, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Такой уровень развития, по ее мнению, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать себя как единое целое, отличное от других людей и проявляющееся в понятии «Я». Человек на данном уровне развития способен не только воздействовать на окружающую действительность, изменять ее сообразно своим целям и интересам, но и изменять самого себя, а это предполагает его способность управлять своим поведением и деятельностью, а в какой-то мере и своим психическим развитием.

Точка зрения Л. И. Божович позволяет проводить различие между индивидом и личностью не только в плане их различного места в онтогенетическом и филогенетическом развитии человека, но и различать индивид и личность как особые социально-психологические типы человека. Индивид может быть обозначен как до-личностное существо, носитель предметно-традиционного действия и слитного родового сознания.

В понимании Л.И. Божович, индивид — носитель стереотипов массового сознания, массовой культуры, поддающийся конформизму (влиянию толпы): он не имеет своего мнения, избегает активных действий и т.п.

Личность представляет собой особый социально-психологический тип, противоположный по своим характеристикам индивиду. Личность — это автономный (в определенной степени независимый от общества) человек, умеющий властвовать собой, обладающий самосознанием, имеющий активную жизненную позицию, свой взгляд на вещи и т.п.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психических черт и особенностей, составляющих своеобразие каждого человека, его непохожесть на других людей. Такое своеобразие психики и личности индивида, их неповторяемость называется индивидуальностью. Она проявляется в свойствах темперамента, характера, установках, привычках, способностях и т.д. На Земле много физических двойников, но нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей. Всякий человек неповторим в своей индивидуальности.