logo search
Демина Л

2.2.2. Стереотипизация

В основе практически любой активности человека лежат стереотипы, которые обеспечиваются устойчивой, но динамической системой условных и безусловных рефлексов. Стереотипы формируются в стандартных условиях, когда раздражители следуют друг за другом в определенной пространственно-временной последовательности. Примеры стереотипов вам хорошо известны. Вот один из них.

В течение нескольких месяцев юноша и девушка проводили вместе много времени. Конечно же, он провожал ее до дома, заходил в гости. Но между ними произошла серьезная размолвка. Она страдает дома одна, а он также "не находит себе места" в своем доме... (В кино для подчеркивания остроты переживаний эти ситуации сопровождаются дополнительными эффектами – дождем, бурей, специальной музыкой и др.). Он выходит на улицу, но продолжает мысленно упрекать ее, сомневаться в правильности своих действий... и вдруг оказывается у ее дома. Здесь нет ничего удивительного – включился стереотип. На каком-то отрезке его пути, как говорится в народе, "ноги сами привели его к ее дому".

Выделяют стереотипы социальные и этнические.

Стереотипы могут играть и негативную роль, когда условия деятельности изменяются, а человек продолжает вести себя стереотипно, не учитывая новых ситуаций. Так, у личности формируются бюрократические, догматические, педантичные качества. Стереотипы играют негативную роль в развитии личности и в условиях стереотипизации.

Стереотипизация – восприятие, классификация, оценка поведения социальных объектов и их интерпретация на основе субъективных социальных стереотипов. Стереотипизация отражает обычно неосознаваемый личностью процесс "приписывания" сходных характеристик (потребностей, мотивов, целей) всем членам группы, без осознания их различий. При этом содержание "приписки" может быть не только глубоко ошибочным, но и совсем неверным, но человек этого не замечает. По этому поводу А.В. Петровский приводит следующие примеры:

Проведенный социально-психологический опрос свидетельствовал о популярности глубоко ошибочных стереотипных представлений об однозначной связи между внешностью человека и чертами его характера. Из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратным подбородком обладают сильной волей, 17 утверждали, что люди с большим лбом – умные. Трое полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер. Пятеро говорили, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, желанием всеми командовать. У пяти человек существовало мнение, что красивые люди или глупы или себялюбцы. Двое утверждали, что если у человека тонкие, бескровные губы, он ханжа и ему присуща скрытность.

Стереотипизацией как механизмом "приписывания" определялось традиционное истолкование американскими расистами поведения негров как сексуально агрессивного, коварного, непредсказуемого и т.д. В данном случае стереотипизация имела характер предубеждения: этнические предубеждения являются достаточно распространенными.

Американскими психологами был осуществлен следующий эксперимент. Большой группе опытных экспертов-преподавателей (их было 400) раздали ксерокопированные личные дела студентов (анкеты, автобиографии, фотокарточки, образцы письменных работ и т.д.). Каждый эксперт должен был по определенной схеме всесторонне охарактеризовать студента, чье личное дело он изучил. Когда были получены характеристики на всех студентов, то выяснилось, что материал обследования мог быть подразделен на две группы. Эксперты одной группы характеризовали подлежавших оценке студентов в целом положительно, другой – отрицательно. Впрочем, отдельные эксперты дали ответы, которые не могли быть квалифицированы однозначно: или как положительные, или как отрицательные.

В чем же заключался замысел эксперимента? В действительности все 400 экспертов получили одно и то же ксерокопированное личное дело. Разница была в том, что 200 личных дел содержали фотографию симпатичного, серьезного и вдумчивого молодого человека, а 200 других – фотографию фатоватого, малопривлекательного человека того же возраста. Положительные характеристики провоцировала первая фотография, отрицательные – вторая. Итак, эксперты располагали массой объективных данных, а "сработала" фотография. Никто не просил экспертов оценивать внешность студента, но, оказывается, именно внешность имела значение и дифференцировала результаты эксперимента.

Стереотипизация лежит в основе только негативной или позитивной оценки личностью других людей, получившей название "эффект ореола".

Стереотипизация лежит в основе предвзятости личности, что сказывается негативно в ее деловых и личных взаимоотношениях с окружающими, нарушает формирование и развития самосознания, препятствует самосовершенствованию и саморазвитию, а потому и является деструктивной.