2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности
В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия.
Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и социально-динамические процессы экономики и культуры конкретного общества, конкретного социума.
Социокультурная трансформация, характерная для российского общества 1990-х гг. "не оставила в стороне сферу" персональной психической жизни отдельного человека, каждой личности.
По мнению ряда авторов, в частности Е.В. Руденского, это создает базис для кризиса адаптации личности в современном нестабильном российском обществе, ее включения в социальную структуру. Из-за деформации социо- и психокультурных моделей создаются, по мнению автора, социокультурные трудности, определяющие когнитивный диссонанс, ценностную деструкцию личности, а, следовательно, и дисгармонию социокультурных аспектов психологического здоровья. Кроме того, наблюдается дезинтеграция психических механизмов личностно-экзистенциальной регуляции и функционирования, порождая парадоксальные характеристики индивидуальной и социальной субъектности. Последние проявляются как отдельные феномены нарушения психологического здоровья:
дефекты и деформации культурного развития психики (психологический инфантилизм, ригидность когнитивного сужения, иррациональность сознания и самосознания и др.);
социальная и личностная стрессированность (апатия, мистицизм, психосоциальный регресс и др.);
дезинтеграция процессов личностного самоопределения и саморазвития.
Появление аномалий психологического здоровья граждан РФ привели и к формированию новых деструктивных типичных характеристик личности. Среди них, например, Е.В. Руденский выделяет:
фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);
конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);
травматизированные (извлечения собственной выгоды вследствие последствий травматизации и виктимного воздействия на других людей);
агрессивные (адаптирующиеся посредством интенсивного подавления других людей и устранения их как препятствий на своем пути);
инверсионные (использующие различные психологические маски для достижения собственных целей),
дефенивные (утратившие способность к самопроизводству, находящиеся в состоянии психосоциальной летаргии), что формирует ее новую типологию:
маргинал (основная одновременная ориентация на психокультурные модели как "социалистического типа", так и "нового типа", что детерминирует нахождение личности в постоянном психоэмоциональном напряжении);
эгоцентрист (человек, стремящийся к социально-психологической автономии и самостоятельно решающий преимущественно свои социокультурные проблемы);
дефинзив (утративший интерес к социокультурной жизни и отказывающийся от активных форм включения в жизнь социума);
инфантил (личность с преобладанием стереотипных форм поведения и полного отказа от самостоятельного решения проблем);
харизматик (использующий манипуляцию как основной способ решения своих проблем).
Таким образом, в современном российском обществе наблюдается широкий спектр процессов, приводящих к дезинтеграции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности личности, т.е. деструкции психологического здоровья не только отдельных индивидов, социальных групп, но и составляют угрозу психологическому здоровью всей нации. Это создает условия для самых разнообразных форм и видов деструктивного развития личности, асоциального, аддиктивного, деликвентного поведения. Ниже рассмотрим некоторые примеры персональных деструкций жизненных сил, психического развития личности и ее психического здоровья.
- Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности»
- Аннотация
- Оглавление
- Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
- Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития
- Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды
- Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
- 1.1. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека
- 1.1.1. Психиатрия и психология
- 1.1.2. Психические расстройства
- 1.1.3. Неврозы и психозы
- 1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности
- 1.2.1. Концепция жизненных сил человека
- 1.2.2. Категория образа
- 1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа
- 1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе
- 1.2.5. Социальное действие
- 1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия
- 1.2.7. Категория мотивации
- 1.2.8. Мотивационные системы
- 1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации
- 1.2.10. "Индивид" - "личность" - "индивидуальность"
- 1.2.11. Категория личности
- 1.2.12. Психологическое время личности
- 1.2.13. Типы психологического времени личности
- 1.2.14. Индивидуальная субъективность
- 1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья
- 1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям
- 1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям
- 1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам
- 1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям
- 1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность
- 1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии
- 1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности
- 1.4. Понятие о психологическом здоровье и личности
- 1.4.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья
- 1.4.2. Концепция позитивного психического здоровья
- 1.4.3. Понятие о психическом равновесии
- 1.4.4. Многоуровневость психического здоровья
- 1.4.5. Субъективность как фактор психологического здоровья
- 1.4.6. Жизненная среда
- 1.4.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека
- Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития
- 2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности
- 2.2. Примеры личностных деструкций
- 2.2.1. Агрессивность
- 2.2.2. Стереотипизация
- 2.2.3. Ригидность
- 2.2.4. Неадекватность социальных оценок
- 2.2.5. Суицидное развитие личности и суицидальное поведение
- 2.2.6. Диссинхрония
- 2.2.7. Зависть
- Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды
- 3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности
- 3.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов
- 3.2.1. "Естественные" психологические защиты
- 3.2.1.1. Вытеснение
- 3.2.1.2. Подавление
- 3.2.1.3. Аскетизм
- 3.2.1.4. Нигилизм
- 3.2.2. "Интегративные" психологические защиты
- 3.2.2.1. Агрессия
- 3.2.2.2. Десакрализация
- 3.2.2.3. Идеализация
- 3.2.2.4. Проекция
- 3.2.2.5. Идентификация
- 3.2.2.6. Играние роли
- 3.2.2.7. Инверсия
- 3.2.2.8. Юмор
- 3.2.2.9. Эмоциональное выгорание
- 3.2.2.10. Обесценивание
- 3.2.2.11. Рационализация
- 3.2.2.12. Компенсация
- 3.2.2.13. Интеллектуализация
- 3.2.2.14. Интроекция
- 3.2.2.15. Ретрофлексия
- 3.2.3. Ретро-защиты
- 3.2.3.1. Отступление
- 3.2.3.2. Дефлексия
- 3.2.3.3. Окаменение
- 3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность
- 3.2.3.5. Комплекс Ионы
- 3.2.3.6. Регрессия
- 3.2.3.7. Оглушение
- Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
- 4.1. Развитие самосознания и самоценности личностью
- 4.1.1. Определение самосознания
- 4.1.2. Самоценность личности
- 4.1.4. Самоопределение личности
- 4.1.5. Самость
- 4.1.6. Саморазвитие
- 4.1.7. Концепция человека а. Маслоу
- 4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы
- 4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы
- 4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура
- Приложение
- Декларация моей самоценности
- Список рекомендуемой литературы
- Предметный указатель