Руководство как феномен психологической власти в группе
«Руководить — значит оказывать влияние на одного человека или многих людей таким образом, чтобы они изменяли свое местоположение, свою точку зрения, направление своих мыслей или действий». Источники влияния руководителя достаточно разнообразны, они значительно богаче тех возможностей, которые может задействовать лидер. Это собственно психологические силы и социальные, экономические рычаги. В самом руководстве нужно различать два аспекта: социальный, который иначе может быть обозначен как администрирование, и психологический, который в отечественной литературе принято обозначать терминами «авторитет» или «лидирующий авторитет», а в зарубежной — термином «лидерство».
Френч и Рэйвен выделяют 5 источников влияния руководителя на подчиненных или, как их называют сами авторы, 5 форм власти.
Первый источник влияния — принуждение. «Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то неприятности». Принуждение предполагает жесткую систему контроля, осуществляемого со стороны руководителя за всеми этапами и аспектами деятельности подчиненных.
Второй источник влияния — вознаграждение. В каком-то смысле вознаграждение — обратная сторона принуждения, по своей сути — столь же манипулятивная техника управления.
Третий источник влияния — традиции: Традиционная власть руководителя опирается на устоявшееся в культуре, ставшее частью традиционного воспитания стереотипное представление о том, что «начальник всегда прав» и «недостойного человека начальником не сделают».
Четвертый источник влияния — личность руководителя, власть примера (харизма). Речь идет не о качествах личности, необходимых руководителю для успешного управления, а о его харизматических способностях как дополнительном источнике власти над подчиненными. Харизма - это власть, основанную на личном влиянии, на отождествлении подчиненного с руководителем.
М. X. Меском называет следующие черты харизматической личности:
1. Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;
2. Внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;
3. Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других;
4. Хорошие риторические способности. Они умеют говорить;
5. Восприятие восхищения своей внешностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, не впадая при этом в надменность или себялюбие;
6. Достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят людьми собранными и владеющими ситуацией.
Пятый источник влияния — экспертная власть. Для подчиненного часто является очевидным что руководитель обладает ценными знаниями в отношении различных рабочих проблем и вопросов.
В социальной психологии существует традиция исследования некоторых типических стилей руководства.
А. А. Русалинова определяет стиль руководства как стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.
Начало исследований в этой области связано с именем К. Левина. Им были выделены три стиля руководства (они именовались также стилями лидерства): демократический, авторитарный,либеральный.
Подход, предложенный М.-А. Робером и Ф. Тильманом, описывает три модели руководства — директивную, кооперативную и недирективную.
В основе директивной модели лежит единоначалие руководителя, в основе кооперативной — возможность активного коммуникативного обмена между руководителем и другими членами группы.
Последствия директивной модели:
порождаются и закрепляются отношения в виде звезды (фронтальная или радиальная сеть) между начальником и подчиненными, ограничивающие деловую инициативу членов группы;
появляется опасность постоянного увеличения числа промежуточных ступеней в управлении группой, препятствующих сотрудничеству всех членов группы;
увеличивается необходимость контроля за исполнителями, возникают неформальные группы общения, автономные от системы власти и построенные на принципах равноправия.
Среди важнейших кооперативной модели выделяются такие, как
создание разветвленной групповой структуры, не ограничивающей информационные возможности и инициативу членов группы;
высокая удовлетворенность групповым членством; уменьшение числа иерархических ступеней в управлении, рост ответственности и самоконтроля со стороны членов группы.
Реализация кооперативной модели требует высокой эмоциональной зрелости и руководителя, и членов группы.
Преимущества директивной модели состоят в ее структурной простоте и возможностях оперативного использования, а также в том, что она закрывает и защищает руководителя в психологическом плане.
Существенным недостатком этой модели является пассивность подчиненных. Кроме того, директивная модель внутренне конфликтна, так как опирается на давление и диктат, что время от времени будет взрывать группу изнутри через бурные, сложноразрешимые конфликты.
Преимуществами кооперативной модели являются ее прогрессивность, экономичность и гуманность, которые выражаются в возможности решать сложные групповые задачи небольшим числом подчиненных, обладающих высокой квалификацией, в хорошем взаимопонимании между руководителем и подчиненными, в низкой конфликтности группы и управляемости ее конфликтов, свободном развитии группы в целом и ее отдельных членов.
В своей реализации она сталкивается с рядом трудностей. Одна— это необходимость затрачивать много сил, высокие требования к психологической готовности участников. Кроме того, данная модель плохо работает в условиях, требующих оперативных решений, так как на ее реализацию требуется достаточно много времени (совместная выработка решений, обмен полной информацией и так далее).
По мнению Робера и Тильмана, будущее — за кооперативной моделью, позволяющей лучше справляться со сложными реалиями сегодняшней социальной жизни и производства.
Недирективная модель рассматривается ими как специфический случай управления, когда функция руководства полностью передается членам группы. Без руководителя группа растрачивает всю свою групповую энергетику на внутреннюю динамику. Успешно реализована такая модель может быть в тренинговых, обучающих группах.
- Понятие альтруизма и его психологические детерминанты
- Понятие агрессии. Психологические теории возникновения агрессивности д.Майерс определяет агрессию как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда.
- Теории агрессии
- 1.Наблюдение соответствующего способа действий.
- Понятие малой социальной группы.
- Параметры анализа группы в социальной психологии характеризующие человека как члена группы.
- Референтная группа
- Основные направления в изучении малых групп.
- Эмоциональная структура малой группы
- Лидерство
- Руководство как феномен психологической власти в группе
- Феномен группового давления
- Нормативное влияние меньшинства
- Понятие групповой динамики
- Групповая сплоченность
- Механизмы групповой динамики
- Принятие группового решения
- Мозговой штурм.
- Социальные предубеждения
- Теории предубеждений.
- 2. Психологические особенности поведения человека в толпе
- 3. Массовые явления в больших диффузных группах
- Паника и ее психологические особенности
- Факторы возникновения паники
- 5. Стихийные процессы передачи информации