Понятие альтруизма и его психологические детерминанты
Дж. Макоули и И. Берковитц определяют альтруизм как поведение, осуществляемое ради блага другого человека без ожидания какой-либо внешней награды.
В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую очередь заботой о благе объекта его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения. В связи с этим Бьерхофф выделил два условия, определяющих просоциальную реакцию: 1) намерение действовать на благо другому и 2) свобода выбора (то есть действия не по профессиональной обязанности). Таким образом, альтруистическое поведение – поступки, направленные на благо другого человека, при том что у донора есть выбор, совершать их или нет.
Примером может служить притча о добром самаритянине, описанная в Евангелии, т.к. он помогал при отсутствии социального давления; не на глазах у способного оценить его зрителя; ему не были предписаны жесткие моральные нормы (как священнику); потому, что он взял на себя труд и затраты, не надеясь на вознаграждение.
Мотивы альтруизма. Ученые, изучавшие эту проблему, не смогли обнаружить влияния личностных черт на склонность к оказанию помощи. Нет такой личностной черты – альтруизм. Существует по крайней мере три теории, которые дают объяснение альтруистического поведения. Все они взаимно дополняют друг друга. Каждая использует психологические, социологические или биологические концепции для объяснения двух типов альтруизма: 1) «альтруизма», основанного на взаимном обмене в духе «ты — мне, я — тебе» и 2) альтруизма, не предполагающего никаких дополнительных условий.
Согласно теории социального обмена, оказание помощи мотивируется стремлением минимизировать расходы и увеличить, насколько возможно, доходы. Другие представители этого направления считают, что подлинно альтруистическая обеспокоенность положением других также может мотивировать людей.
Социальные нормы также предписывают нам оказание помощи. Норма взаимности побуждает нас на помощь отвечать помощью, а не вредить тому, кто нам ее оказал. Норма социальной ответственности вынуждает нас оказывать помощь нуждающимся, даже если они не в состоянии ответить тем же.
Эволюционная психология признает два типа альтруизма: преданность роду и взаимность. Однако большинство эволюционных психологов считают, что гены эгоистичных индивидуумов выживут с большей вероятностью, чем гены жертвующих собой личностей, и поэтому общество следует учить альтруизму.
Детерминанты альтруистического поведения. Психологи выявили ряд факторов, от которых зависит проявление альтруизма ( которые благоприятствуют или препятствуют проявлению альтруизма).
1. Проявлению альтруизма способствуют различные ситуационные влияния.
Число очевидцев (Феномен безучастного наблюдателя): присутствие других людей в значительной степени уменьшает возможность вмешательства, т.к. чем больше число очевидцев чрезвычайной ситуации: 1) тем, похоже, меньшая доля из них замечает случившееся; 2) тем меньше они склонны рассматривать ее как чрезвычайную и 3) тем меньше они склонны брать на себя ответственность по ее разрешению.
Таким образом, оказывает влияние восприятие, оценка и интерпретация ситуации. Здесь срабатывают так называемые эффекты "множественной неосведомленности" и "диффузии ответственности".
Множественная неосведомленность характеризует стадию оценивания ситуации. Будучи не один, человек при оценивании ситуации использует реакции окружающих. В то же время каждый из присутствующих сдерживает свою реакцию, чтобы ее чрезмерная сила или поспешность не поставили его в неловкое положение, не привлекли к нему внимание. Но поскольку в такое замешательство, ведущее к задержке реакции, первоначально впадают все присутствующие, то требующая неотложной помощи ситуация несчастья ошибочно интерпретируется как менее критическая.
2. Влияние моделей: просоциальные модели действительно способствуют проявлению альтруизма. Люди более всего склонны оказывать помощь, когда видят, что другие бросились помогать.
3 Фактор дефицита времени. В реальной жизни люди в большинстве случаев спешат. Таким образом, готовность пожертвовать своим временем ради человека, который в этом нуждается, можно рассматривать как щедрость. В спешке они в полной мере не осознают ситуацию.
4. Личностные влияния, например настроение, тоже имеют значение. Совершив какой-либо проступок, люди чаще желают оказать помощь, надеясь тем самым облегчить чувство вины или же восстановить свой Я-образ. Опечаленные люди также склонны к оказанию помощи. Однако принцип «плохое настроение — хорошие поступки» не распространяется на детей, что дает возможность предположить, что внутреннее вознаграждение за оказание помощи является продуктом более поздней социализации. Люди в хорошем настроении чаще совершают хорошие поступки: счастливые люди готовы прийти на помощь.
Личностные характеристики лишь относительно позволяют прогнозировать оказание помощи. Однако последние данные свидетельствуют о том, что некоторые люди постоянно более склонны к оказанию помощи, чем другие; высокоэмоциональные, эмпатические и склонные к самостоятельному принятию решений личности более способны к сопереживанию и оказанию помощи.
Люди с высокой степенью самоконтроля, поскольку они стараются соответствовать тому, чего от них ожидают окружающие, в особенности склонны к оказанию помощи, если они полагают, что это приведет к социальному вознаграждению. Мнение других имеет меньшее значение для интернально ведомых личностей с низкой степенью самоконтроля.
По данным психологических исследований, люди, достигшие более высокой стадии развития морального суждения, чаще реагируют на сигналы бедствия, быстрее вмешиваются в ситуацию и оказывают помощь.
Гендерные различия взаимодействуют с ситуацией: в потенциально опасной ситуации, когда незнакомым людям необходима помощь, мужчины оказывают помощь чаще. Но в более безопасных ситуациях женщины несколько более склонны к оказанию помощи. Но в целом, женщины в значительно большей степени склонны к оказанию помощи.
Религиозные люди более склонны к оказанию помощи.
Для того чтобы, усилить оказание помощи, мы можем
1. воздействовать на те факторы, которые мешают этому. Способствует усилению желания оказать помощь-
все, что персонализирует незнакомцев, — личная просьба, зрительный контакт, упоминание чьего-либо имени, предчувствие взаимодействия;
обстоятельства, которые способствуют самоосознанию — прозвища, наблюдение и оценка со стороны, сосредоточенное спокойствие, — также способствуют усилению желания оказывать помощь.
2. обучить альтруистическим нормам и социализировать людей, чтобы они воспринимали себя как способных к оказанию помощи.
первый шаг в направлении социализации альтруизма заключается в обучении моральному включению (инклюзии), в противодействии естественной предрасположенности в пользу своей группы, учитывающей только интересы своего рода и племени, путем расширения круга людей, чье благополучие заботит нас.
Второй шаг - моделирование альтруизма.
- Понятие альтруизма и его психологические детерминанты
- Понятие агрессии. Психологические теории возникновения агрессивности д.Майерс определяет агрессию как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда.
- Теории агрессии
- 1.Наблюдение соответствующего способа действий.
- Понятие малой социальной группы.
- Параметры анализа группы в социальной психологии характеризующие человека как члена группы.
- Референтная группа
- Основные направления в изучении малых групп.
- Эмоциональная структура малой группы
- Лидерство
- Руководство как феномен психологической власти в группе
- Феномен группового давления
- Нормативное влияние меньшинства
- Понятие групповой динамики
- Групповая сплоченность
- Механизмы групповой динамики
- Принятие группового решения
- Мозговой штурм.
- Социальные предубеждения
- Теории предубеждений.
- 2. Психологические особенности поведения человека в толпе
- 3. Массовые явления в больших диффузных группах
- Паника и ее психологические особенности
- Факторы возникновения паники
- 5. Стихийные процессы передачи информации