logo
Ответы по СП ч

Лидерство

В зарубежной социальной психологии термин «лидерство» длительное время выполнял роль универсального термина.

В отечественной социальной психологии послевоенного пе­риода понятия лидерства и руководства были разведены практичес­ки с самого начала. Их об­щие черты -

и руковод­ство, и лидерство представляют собой групповые феномены, суще­ствующие для решения задачи управления группо­вой активностью.

-они стимулируют, направляют активность других в неко­тором важном для группы направлении.

Различие. Руко­водство, в отличие от лидерства, — феномен смешан­ной, социально-психоло­гической природы. Власть руководителя значительно шире собственно психо­логического влияния. Она опи­рается на всю систему социально-экономических рычагов, которые находятся в распоряжении руководителя. Сила влияния руко­водите­ля частично опирается на психологические механизмы, частично — на полномочия, данные ему более широкой социальной системой (которая и опре­делила его на должность руководителя).

Лидерст­во — феномен собственно психологической природы, в его осно­ве — сила влияния одного члена группы на другого.

Лидер- член группы, обладаю­щий наибольшим ценностным потенциа­лом, обеспечивающим ему веду­щее влияние в группе.

Теории происхождения лидерства . . .

  1. Теория черт, харизматическая, теория великих людей.

  2. Ситуационная теория лидерства.

  3. Синтетическая теория. В последние десятилетия практические монопольные права на общее объ­яснение происхождения лидерства приобрела так называе­мая синтетическая теория. Лидерство рассматривается в ней как «процесс организации межлично­стных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом».

Лидер — это групповая функция, роль, для вы­полнения которой необходимы определенные качества, но прежде всего — ценностная значимость личности, воплощение принятых в группе норм и це­лей.

Р.Л.Кричевский определил лидерство как субординированность позиций участников в зависимости от их ценностных потенциалов и ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

Принято различать лидерство двух типов в соответствии с двумя важнейшими видами групповой деятельности - ин­струментальное и экспрес­сивное. Роль инструментального лидера преимущественно включает в себя дейст­вия, направленные на достижение стоящей перед группой цели.

Роль экспрес­сивного лидера поддержание внутреннего клима­та, групповая интеграция.

Деятельность одного из них будет ориентирована на управление дело­вой активностью, дея­тельность другого — на управление эмоциональной.

В свою очередь, инструментальное лидерство тоже дифференцируется на лидеров разного типа: лиде­ра-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-масте­ра. Такие разновидности лидерства были выделены Л. И. Уманским и его сотрудниками. Они же показали возможность дифференциа­ции и экспрессивного лидерства. Например, лидер эмоционального притяжения, лидер — генератор эмоционального настроя.

Лидеры могут отличаться друг от друга не только функцио­нальной ролью, но и диапазоном своих лидерских возможностей. Есть «узконаправленные» ли­деры, выдвигаемые группой на эту роль в конкретный момент функционирова­ния. Скажем, лидер — мастер в определенном виде труда. А есть лидеры широ­кого спектра воз­можностей, сохраняющие свои статусные позиции даже при резкой смене групповой ситуации.

Таким образом, в группе могут существовать одновременно несколько разнонаправленных лидеров. Причем, чем выше уровень развития группы, чем многообразнее групповые цели и насыщеннее внутренняя жизнь, тем более разветвлена лидерская структура группы.

Диагностика лидеров и лидерских структур.

С пониманием лидерства как процесса межличностного взаи­модействия тесно связан вопрос диагностики лидеров и лидерских структурМожно выде­лить три диагностических подхода.

Первый — применение тестовых процедур. При всем их внеш­нем разли-чии по сути они являются модификациями социометрического метода. Каж-дый член группы ставится такой процедурой в ситуацию гипотетического вы-бора: «Если бы сложилась такая ситуа­ция, кто бы...», «Оцените выраженность у членов группы таких ка­честв, как...», «Кого бы вы назвали, как самого...» и т.п.

Применение тестового метода в диагностике группового ли­дерства пред­ставляется малопродуктивным. Прежде всего нет уве­ренности в том, что гипотетический выбор и реальный совпадут.

Второй диагностический подход — использование метода референтомет­рии. Это метод выявления групп и лиц, обладающих для человека ценностной значимостью. Для них существует особое название — референтометрические лидеры. К ним относятся члены группы, к мнению которых прислушиваются, хотя при построении собственного поведе­ния не всегда на это мнение ориентируются.

Наконец, третий подход к диагностике лидерства в реальной малой группе напрямую связан с динамическим пониманием этого феномена. Соответственно суть этого подхода — в создании ситуации реального взаимо­дейст­вия в значимой для группы сфере жизни. Наблюдение за группой и просходящими в ней процессами может осуществляться в реальной групповой ситуации, смоделированной ситуации, игре.