Теории предубеждений.
1. Согласно психогенному подходу, истоки предубеждений лежат в самих носителях предубеждений, точнее в психических проблемах, которые у них имеются. Он представлен двумя теориями – фрустрации –агрессии и авторитарной личности.
Теория авторитарной или этноцентрической личности Т.Адорно.
Т.Адорно показал, в основе предубеждений лежат дефекты личностного развития, которые выражаются в высоком уровне тревожности, невротическом беспокойстве, детской неуверенности. У авторитарной личности (с позиции теории личности З.Фрейда) очень жесткое, требовательное Сверх-Я, слабое Оно и неразвитое Я. Именно такие люди и являются носителями предубеждений. У них почитают внутригрупповых авторитетов, чрезмерно озабоченны вопросами статуса и власти, склонны подчиняться людям, наделенным властью и нетерпимы к тем, кто находится на более низком статусном уровне.
Теория «Козла отпущения» (на основе теории фрустрации-агрессии Н.Миллера и Дж.Доллрда). Фрустрация порождает неконтролируемые приступы ненависти и враждебности. В условиях, кода реальный источник фрустрации недоступен для отмщения, ненависть и враждебность смещаются на слабых и беззащитных. Идет поиск врагов. Но поскольку «врагом», т.е. причиной кризисов и разочарований, могут быть объективные социальные или экономические законы, институты власти и т.д., то легче обнаружить их среди социальных меньшинств и выплеснуть на них скопившуюся агрессию.
2. Ситуационистский подход. М.Шериф. видит истоки межгрупповой враждебности в конфликте целей и интересов различных групп, который неизбежно возникает в ситуации конкурентного взаимодействия между ними.
Эксперименты М.Шерифа проводились в середине 50-х годов в летнем лагере для подростков на протяжении нескольких лет. Основной целью исследований было изучение влияния характера межгруппового взаимодействия (кооперативного или конкурентного) на характер взаимоотношений, складывающихся между группами и внутри групп. На основании результатов этих экспериментов М. Шериф сделал вывод о том, что основной причиной возникновения межгрупповых конфликтов является характер взаимодействия — кооперативного или конкурентного — между группами.
Однако, концепция М. Шерифа не может объяснить многочисленные факты проявления внешнегрупповой враждебности, которые возникают в отсутствие объективного конфликта интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.
3. Объяснение дает другая теория - социальной идентичности Г.Тэджфела и Дж.Тернера. (подчеркивает значение когнитивных процессов в межгрупповых отношениях).
Г.Тэджфел и Дж. Тернер провели серию лабораторных экспериментов, получивших в социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах испытуемые — студенты — случайным образом делились на две группы, исследователи специально исключали из ситуации эксперимента все факторы, которые могли бы рассматриваться в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. Мгновенно возник эффект «своих» и «чужих»: приверженность своей группе - внутригрупповой фаворитизм (от лат. благосклонность) и враждебность по отношению к другой группе - межгрупповой дискриминация.
«Внутригрупповой фаворитизм» - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Это позволило сделать вывод, что причина межгрупповой дискриминации лежит не в характере взаимодействия, а самом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.
Феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации возникают в результате установления сходства и различий между представителями различных социальных групп, с помощью когнитивных процессов, как
Социальная категоризация — когнитивный процесс распределения социальных объектов (в том числе — окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.
Социальная идентификация —субъективное переживание индивидом своей групповой социальной принадлежности
Социальное сравнение — процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, и в результате установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.
На вопрос, о том, почему «свои», а не «чужие» выглядят лучше в межгрупповом восприятии эта теория объясняет потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».
В ролевую структуру Я-концепции человека включается его принадлежность ко всем социальным группам, с которыми он себя идентифицирует У.Джеймс, Мид, Кули и т.д.). Принадлежность к группе, будучи частью нашего самосознания, может повышать, а может и понижать нашу самооценку. Например, вхождение в «хорошую» группу и идентификация с ней обеспечивает человеку позитивное представление о себе, и наоборот. Но знание о том, «что такое хорошо и что такое плохо», согласно теории социального сравнения Л.Фестингера, мы получаем в процессе социального сравнения. Сравнивая свою группу с чужой, и видя, что она лучше, или не хуже других, мы гордимся не только группой, но и собой. Когда объективное сравнение своей группы с чужой не в пользу первой, сохранить позитивную СО можно посредством межгрупповой дискриминации ( возвысить свою группу, путем принижения другой).
Чем большее значение имеет для членов группы их групповая принадлежность, тем сильнее они будут проявлять межгрупповую пристрастность.
Утверждение об универсальности внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности вызывало у российских психологов серьезные сомнения.
Так, Н.М.Лебедева, исследуя особенности межэтнического восприятия, пришла к выводу о том, что позитивная этническая идентичность (приверженность к своей этнической группе) может сочетаться как с позитивным, так и с негативным отношением к иноэтническим группам (автор использует термин «этническая толерантность — интолерантность»). Эти данные прямо говорят о том, что эмоциональная приверженность к своей группе не обязательно сочетается с враждебностью и негативными установками по отношению к представителям других групп.
Исследования отечественных психологов показывают, что именно характер межгруппового взаимодействия, кооперативного (сотрудничество) или конкурентного (соперничество, противодействие) определяет, какой из двух процессов — интеграция или дезинтеграция преобладает во взаимоотношениях между группами. При этом в качестве главного фактора детерминации межгруппового взаимодействия и восприятия рассматриваются характеристики совместной деятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости между ними. Такой подход предполагает выход за рамки лабораторного эксперимента и изучение взаимоотношений, складывающихся между группами в реальных социальных общностях: учебных и трудовых коллективах.
Формы проявления предубеждений.
Дискриминация – обусловленные предубеждениями несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп.
Расизм – дискриминационные действия, оскорбляющие людей на том основании, что они принадлежат к определенной расовой группе.
Национализм – дискриминация людей из-за их национальной принадлежности.
Сексизм – установки и поведение, посредством которых утверждается доминирование одной гендерной группы над другой.
Фейсизм - диспропорция в изображении головы и тела как результат скрытого влияния гендерных стереотипов.
Разрядка межгрупповых конфликтов. Способы:
1. Примирение через сотрудничество. В исследованиях М.Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).
2. Исходя из когнитивного понимания природы межгрупповой предубежденности и враждебности (Г.Тэджфел и Дж.Тернер), С.Уорчел считает, что для улучшения межгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на кооперативное, а устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация сходства между представителями разных групп, что позволит им воспринимать себя как членов одной группы. Это могут способствовать знакомства и контакты, но когда там не конкуренции, есть поддержка со стороны авторитетов, и есть равенство. Контакты должны быть контактами равного статуса (как дети в летних лагерях). Совместное обучение.
3.Переговоры и соглашения.
Психология больших социальных групп и массовые психические явления
Классификация больших групп
2. Психологические особенности поведения человека в толпе
3. Массовые явления в больших диффузных группах
1. Классификация больших групп
В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются разные признаки.
По времени существования разделяются длительно существующие (устойчивые) большие группы (классы, нации) и коротко существующие - аудитории, толпа, публика.
По характеру организованности - организованные группы (партии, союзы). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).
По примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные и профессиональные, национальные) и реальных группах - контактные (взаимодействий вступает тоже как существенный признак). К реальным, большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.
Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.
Общие признаки большой социальной группы :
Существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи, традиции, образ жизни.
Существует специфический язык ( национальный или жаргон).
Структура психологии больших социальных групп включает :
1.Психический склад (нравы, обычаи, традиции, вкусы).
Эмоциональную сферу – потребности, интересы, настроения.
Стихийные группы .
Это кратковременные объединения большого числа лиц с различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Разновидности – толпа, масса, публика.
Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы). К ним относятся следующие:
- стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),
- общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),
- массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),
политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),
места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.
Скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, тем не менее имеют много сходных признаков.
Основные признаки толпы.
Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:
многочисленность — как правило, это большая группа людей;
высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства;
эмоциональная возбужденность — типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.;
неорганизованность (стихийность— эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;
неустойчивость цели — наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как ее цельности—бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п. (поэтому когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие общей, всеми осознаваемой цели).
Следовательно, под толпой необходимо понимать многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).
Виды толп.
Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, они характеризуются так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.
Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.
Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерская) — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей, захват различных материальных ценностей, ставших легкодоступными в результате каких-то стихийных бедствий, например: брошенные дома, полуразрушенные магазины и склады при землетрясениях, наводнениях, крупных пожарах, техногенных катастрофах и т. п.
Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни.
Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы, например: различные акции протеста населения против политики своих правительств или акции социальных групп, добивающихся определенных прав в обществе и т. п.
Формально-структурные характеристики толпы
В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр (или ядро) и периферийные слои, поэтому в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений, поэтому большие скопления людей, например, на улице по форме похожи на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д.
Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав) по самым разным характеристикам - по половозрастным признакам, по образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий.
Наиболее сложно выявлять структуру толпы по интересам, и ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т. д. Однако именно последнее практически наиболее необходимо, так как позволяет заранее выявлять толпы с неоднозначными ценностями. Это является предпосылкой к агрессивному поведению внутри толпы и требует соответствующей профилактики — разведения антагонистически настроенных частей толпы.
- Понятие альтруизма и его психологические детерминанты
- Понятие агрессии. Психологические теории возникновения агрессивности д.Майерс определяет агрессию как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда.
- Теории агрессии
- 1.Наблюдение соответствующего способа действий.
- Понятие малой социальной группы.
- Параметры анализа группы в социальной психологии характеризующие человека как члена группы.
- Референтная группа
- Основные направления в изучении малых групп.
- Эмоциональная структура малой группы
- Лидерство
- Руководство как феномен психологической власти в группе
- Феномен группового давления
- Нормативное влияние меньшинства
- Понятие групповой динамики
- Групповая сплоченность
- Механизмы групповой динамики
- Принятие группового решения
- Мозговой штурм.
- Социальные предубеждения
- Теории предубеждений.
- 2. Психологические особенности поведения человека в толпе
- 3. Массовые явления в больших диффузных группах
- Паника и ее психологические особенности
- Факторы возникновения паники
- 5. Стихийные процессы передачи информации