logo
Ответы по СП ч

Теории предубеждений.

1. Согласно психогенному подходу, истоки предубеждений лежат в самих носителях предубеждений, точнее в психических проблемах, которые у них имеются. Он представлен двумя теориями – фрустрации –агрессии и авторитарной личности.

Теория авторитарной или этноцентрической личности Т.Адорно.

Т.Адорно показал, в основе предубеждений лежат дефекты личностного развития, которые выражаются в высоком уровне тревожности, невротическом беспокойстве, детской неуверенности. У авторитарной личности (с позиции теории личности З.Фрейда) очень жесткое, требовательное Сверх-Я, слабое Оно и неразвитое Я. Именно такие люди и являются носителями предубеждений. У них почитают внутригрупповых авторитетов, чрезмерно озабоченны вопросами статуса и власти, склонны подчиняться людям, наделенным властью и нетерпимы к тем, кто находится на более низком статусном уровне.

Теория «Козла отпущения» (на основе теории фрустрации-агрессии Н.Миллера и Дж.Доллрда). Фрустрация порождает неконтролируемые приступы ненависти и враждебности. В условиях, кода реальный источник фрустрации недоступен для отмщения, ненависть и враждебность смещаются на слабых и беззащитных. Идет поиск врагов. Но поскольку «врагом», т.е. причиной кризисов и разочарований, могут быть объективные социальные или экономические законы, институты власти и т.д., то легче обнаружить их среди социальных меньшинств и выплеснуть на них скопившуюся агрессию.

2. Ситуационистский подход. М.Шериф. видит истоки меж­групповой враждебности в конфликте це­лей и интересов различных групп, который неизбежно возникает в си­туации конкурентного взаимодействия между ними.

Эксперименты М.Шерифа проводились в середине 50-х годов в летнем лагере для под­ростков на протяжении нескольких лет. Основной целью исследо­ваний было изучение влияния характера межгруппового взаимо­действия (кооперативного или конкурентного) на характер взаи­моотношений, складывающихся между группами и внутри групп. На основании результатов этих экспериментов М. Шериф сделал вывод о том, что основной причиной возникновения межгруппо­вых конфликтов является характер взаимодействиякоопера­тивного или конкурентного — между группами.

Однако, концепция М. Шерифа не может объяснить многочислен­ные факты проявления внешнегрупповой враждеб­ности, которые воз­никают в отсутствие объективного конфликта интересов и во­обще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.

3. Объяснение дает другая теория - социальной идентичности Г.Тэджфела и Дж.Тернера. (подчеркивает значение когнитивных процессов в межгрупповых отношениях).

Г.Тэджфел и Дж. Тернер провели серию лабораторных экспе­риментов, получивших в социальной психологии название «экспе­рименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по мини­мальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах испытуемые — студенты — случайным образом делились на две группы, исследователи спе­циально исключали из ситуации эксперимента все факторы, кото­рые могли бы рассматриваться в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуе­мыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. Мгновенно возник эффект «своих» и «чужих»: приверженность своей группе - внутригрупповой фаворитизм (от лат. благосклонность) и враждебность по отношению к другой группе - межгрупповой дискриминация.

«Внутригрупповой фаворитизм» - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Это позволило сделать вывод, что причина межгрупповой дискриминации лежит не в характере взаимодействия, а самом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

Феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации возникают в результате установления сходства и различий между представителями различных социальных групп, с помощью когнитивных процессов, как

На вопрос, о том, почему «свои», а не «чужие» выглядят лучше в межгрупповом восприятии эта теория объясняет потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддер­жания позитивного образа «Я».

В ролевую структуру Я-концепции человека включается его принадлежность ко всем социальным группам, с которыми он себя идентифицирует У.Джеймс, Мид, Кули и т.д.). Принадлежность к группе, будучи частью нашего самосознания, может повышать, а может и понижать нашу самооценку. Например, вхождение в «хорошую» группу и идентификация с ней обеспечивает человеку позитивное представление о себе, и наоборот. Но знание о том, «что такое хорошо и что такое плохо», согласно теории социального сравнения Л.Фестингера, мы получаем в процессе социального сравнения. Сравнивая свою группу с чужой, и видя, что она лучше, или не хуже других, мы гордимся не только группой, но и собой. Когда объективное сравнение своей группы с чужой не в пользу первой, сохранить позитивную СО можно посредством межгрупповой дискриминации ( возвысить свою группу, путем принижения другой).

Чем большее значение имеет для членов группы их групповая принадлежность, тем сильнее они будут проявлять межгрупповую пристрастность.

Утверждение об универсальности внутригруп­пового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности вызывало у российских психологов серь­езные сомнения.

Так, Н.М.Лебедева, исследуя особенности межэтническо­го восприятия, пришла к выводу о том, что позитивная этническая идентич­ность (приверженность к своей этнической группе) может соче­таться как с позитивным, так и с негативным отношением к иноэтническим группам (автор использует термин «этническая толе­рантность — интолерантность»). Эти данные прямо говорят о том, что эмоциональная приверженность к сво­ей группе не обязательно сочетается с враждебностью и негатив­ными установками по отношению к представителям других групп.

Исследования отечественных психологов показывают, что именно характер межгруппового взаимодействия, коопера­тивного (сотрудничество) или конкурентного (соперничество, противодействие) определяет, какой из двух процессов — инте­грация или дезинтеграция преобладает во взаимоотношениях между группами. При этом в ка­честве главного фактора детерминации межгруппового взаимо­действия и восприятия рассматриваются характеристики совмес­тной деятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости между ними. Такой подход предполагает вы­ход за рамки лабораторного эксперимента и изучение взаимоот­ношений, складывающихся между группами в реальных социальных общностях: учебных и трудовых коллективах.

Формы проявления предубеждений.

Дискриминация – обусловленные предубеждениями несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп.

Расизм – дискриминационные действия, оскорбляющие людей на том основании, что они принадлежат к определенной расовой группе.

Национализм – дискриминация людей из-за их национальной принадлежности.

Сексизм – установки и поведение, посредством которых утверждается доминирование одной гендерной группы над другой.

Фейсизм - диспропорция в изображении головы и тела как результат скрытого влияния гендерных стереотипов.

Разрядка межгрупповых конфликтов. Способы:

1. Примирение через сотрудничество. В исследованиях М.Ше­рифа была теоретически обоснована и экспериментально доказа­на возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).

2. Исходя из когнитивного понимания природы межгрупповой предубежденности и враждебности (Г.Тэджфел и Дж.Тернер), С.Уорчел считает, что для улучшения межгрупповых отношений важна не просто смена кон­курентного взаимодействия на кооперативное, а устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и макси­мизация сходства между представителями разных групп, что позволит им воспринимать себя как членов одной группы. Это могут способствовать знакомства и контакты, но когда там не конкуренции, есть поддержка со стороны авторитетов, и есть равенство. Контакты должны быть контактами равного статуса (как дети в летних лагерях). Совместное обучение.

3.Переговоры и соглашения.

Психология больших социальных групп и массовые психические явления

  1. Классификация больших групп

2. Психологические особенности поведения человека в толпе

3. Массовые явления в больших диффузных группах

1. Классификация больших групп

В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются разные признаки.

По времени существования разделяются длительно существующие (устойчивые) большие группы (классы, нации) и коротко существующие - аудитории, толпа, публика.

По характеру организованности - организованные группы (партии, союзы). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

По примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные и профессиональные, национальные) и реальных группах - контактные (взаимодействий вступает тоже как существенный признак). К реальным, большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.

Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяет­ся внутренними установлениями групп.

Общие признаки большой социальной группы :

  1. Существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи, традиции, образ жизни.

  2. Существует специфический язык ( национальный или жаргон).

Структура психологии больших социальных групп включает :

1.Психический склад (нравы, обычаи, традиции, вкусы).

Эмоциональную сферу – потребности, интересы, настроения.

Стихийные группы .

Это кратковременные объединения большого числа лиц с различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Разновидности – толпа, масса, публика.

Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы). К ним относятся сле­дующие:

- стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),

- общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),

- массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концер­ты и т. п.),

Скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, тем не менее имеют много сходных признаков.

Основные признаки толпы.

Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

Следовательно, под толпой необходимо понимать многочис­ленное скопление людей, находящихся в непосредственных кон­тактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционально­го возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).

Виды толп.

Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, ав­томатически совершаемые действия, они характеризуются так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружа­ющего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.

Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными ок­ружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы пред­сказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы явля­ется стяжательская (иногда ее называют мародерская) — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей, захват различных материальных ценностей, став­ших легкодоступными в результате каких-то стихийных бедствий, например: брошенные дома, полуразрушенные магазины и скла­ды при землетрясениях, наводнениях, крупных пожарах, техногенных катастрофах и т. п.

Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающи­ми свое отношение к каким-либо социальным событиям, дей­ствиям властей или в целом к условиям жизни.

Они могут принципиально различаться друг от друга по степе­ни своей организованности и целенаправленности и в зависимо­сти от этого приобретать или утрачивать признаки толпы, напри­мер: различные акции протеста населения против политики сво­их правительств или акции социальных групп, добивающихся оп­ределенных прав в обществе и т. п.

Формально-структурные характеристики толпы

В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр (или ядро) и периферийные слои, поэтому в результа­те нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ог­раниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ог­раничений, поэтому большие скопления людей, например, на улице по форме похожи на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д.

Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав) по самым разным характеристикам - по половозрастным признакам, по образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий.

Наиболее сложно выявлять структуру толпы по интересам, и ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т. д. Однако именно последнее практически наиболее необходимо, так как позволяет заранее выяв­лять толпы с неоднозначными ценностями. Это является предпо­сылкой к агрессивному поведению внутри толпы и требует соот­ветствующей профилактики — разведения антагонистически на­строенных частей толпы.