Понятие групповой динамики
Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом Левином. Группа понималась как «динамическое целое». Для описания свойств этого динамического целого Левин использовал два основных закона гештальт-психологии.
Закон «Целое доминирует над частями» приводит к следующим социально-психологическим следствиям:
• группа не может быть рассмотрена как сумма индивидов, так как она способна изменять их индивидуальное поведение;
• оказывать влияние извне легче на группу в целом, нежели чем на поведение отдельных ее членов;
• каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов.
Закон «Отдельные элементы объединяются в целое» приводит к таким свойствам группы:
• основа группы — не в сходстве, а во взаимозависимости членов группы;
• человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а не той, от которой внешне зависит;
• человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение и давление недружественны.
Сегодня термин «групповая динамика» используется весьма широко. Как отмечает Г. М. Андреева: «Групповая динамика, в отличие от статики группы, это и есть совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.» Среди наиважнейших традиционно рассматриваются такие групповые процессы, как нормативное влияние, развитие и сплочение, принятие групповых решений.
Развитие группы в широком значении — это и есть групповая динамика. Существует несколько подходов к выделению этапов развития малой группы.
Модель Л. И. Уманского. В ее основе лежит ряд параметров, для достижения группой высшей ступени развития (ценностная направленность группы, организационное и социально-психологическое единство группы, компетентность ее членов в достижении групповых целей).
Групповое развитие начинается с конгломерата. Конгломерат — это совокупность незнакомых друг с другом людей. Далее развитие группы может происходить в обоих направлениях- к коллективу и антиколлективу.
Путь к коллективу лежит через стадии кооперации и автономизации. Кроме того, перед стадией кооперации в развитии группы в ряде случаев можно выделять также промежуточные стадии: номинальной группы и группы-ассоциации. Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов.
Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция.
Группа-кооперация: стадия, на которой группа функционирует в основном в инструментальной плоскости. Хорошо развита структура деловых отношений; члены группы ориентированы на сотрудничество в решении целевых вопросов.
Группа-автономия: ориентирована на экспрессивную сферу. Формируется чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения.
Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплоченность, кооперативность в инструментальной сфере.
Стратометрическая теория коллектива А. В. Петровского…. В качестве критериев построения типологии групп выступают, во-первых, степень опосредствованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественная значимость совместной деятельности. Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям); корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям); в центральной точке располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность); а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью
Модель Б.Такмена. Б. Такмен предложил рассматривать две линии группового развития: в сферах межличностной и деловой активности. Внутри каждой линии существуют 4 свои стадии, которые последовательно сменяют друг друга. Первая стадия связана с ориентировкой во взаимоотношениях (деловых и эмоциональных); вторая — этап проживания конфликта — с необходимостью привести в соответствие взаимоожидания членов группы, групповые и индивидуальные цели и др., далее следует стадия продуктивных взаимоотношений в каждой из сфер. Четвертая стадия развития межличностных отношений — формирование ролевой структуры группы, деловых отношений — принятие решений в области достижения целей группы.
- Понятие альтруизма и его психологические детерминанты
- Понятие агрессии. Психологические теории возникновения агрессивности д.Майерс определяет агрессию как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда.
- Теории агрессии
- 1.Наблюдение соответствующего способа действий.
- Понятие малой социальной группы.
- Параметры анализа группы в социальной психологии характеризующие человека как члена группы.
- Референтная группа
- Основные направления в изучении малых групп.
- Эмоциональная структура малой группы
- Лидерство
- Руководство как феномен психологической власти в группе
- Феномен группового давления
- Нормативное влияние меньшинства
- Понятие групповой динамики
- Групповая сплоченность
- Механизмы групповой динамики
- Принятие группового решения
- Мозговой штурм.
- Социальные предубеждения
- Теории предубеждений.
- 2. Психологические особенности поведения человека в толпе
- 3. Массовые явления в больших диффузных группах
- Паника и ее психологические особенности
- Факторы возникновения паники
- 5. Стихийные процессы передачи информации