logo
Archive / 2 курс 2семестр / ОП / OP_2_Finalnaya_chast_1

18. Стресс, реакция капитуляции и обученная беспомощность.

Стресс (или общий адаптационный синдром) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы. Стресс делится на 3 стадии: Реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены), стадия сопротивляемости, стадия истощения. Эустресс - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс - Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей., а потому что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Реакция капитуляции – уход от решения проблемы, бегство, обычно возникает в ответ на повышении нагрузки на человека, связанной с выполнением новых, непривычных видов деятельности (начало самостоятельной жизни, работа за рубежом), возрастанием требований при повышении по службе или даже при незначительных переменах в жизни. У Реакции капитуляции, развившейся остро, тревоге сопутствует чувство угнетенности, беспомощности, неуверенности в себе, страх новизны, опасения не справиться с надвигающимися трудностями, вырастающими по мере их приближения в "неразрешимую", "устрашающую" проблему, грозящую подорвать репутацию и даже основы существования. При этом нарастает тревожное оцепенение – ажитация выражается лишь отдельными пантомимическими движениями (застывший, испуганный взгляд, заламывание рук). Паническое ожидание краха сопровождается "параличом активности" со сменой тревожных опасений сознанием собственной несостоятельности, потерей инициативы, стремлением устраниться из тягостной ситуации путем отказа от деятельности и контактов.

Обученная беспомощность - Что представляет собой феномен обученной беспомощности? В эксперименте на животных и в исследованиях на людях обученная беспомощность вырабатывается тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Например, животное бьют током, куда бы оно ни бросилось и где бы ни искало спасения. Человек же, которого по этическим соображениям в эксперименте, в отличие от жизни, бить, и особенно током, не полагается, получает невыполнимые задания одно за другим. Каждый раз, когда он не может с ними справиться, он выслушивает упрек в недостаточной старательности или удивление по поводу как бы неожиданно выявленной бестолковости и бездарности. Обучение беспомощности считается успешным, если через некоторое время животное и человек примиряются со своей судьбой, пассивно ей покоряются и не пытаются искать выхода не только из этой, действительно безнадежной ситуации, но также и из любой другой. Когда обученная беспомощность сформирована, животное неспособно найти безопасный уголок в камере, который без труда находит другое животное, не прошедшее обучения. Человек же оказывается не в состоянии справиться с задачами, которые в других условиях решил бы играючи. В том и состоит коварство обученной беспомощности, что она обладает тенденцией к экспансии и распространяется в определенных условиях на те виды деятельности, которые не затрагивались в процессе самого "обучения".

Согласно концепции Селигмана, обученная беспомощность развивается в случае, если человек полагает, что неудачи будут преследовать его не только в этой конкретной ситуации, но и в любой другой, с которой он столкнется, не только сегодня, но и в будущем. А важнейшим условием такой установки на глобальность и стабильность неудач является уверенность человека, что во всех своих неудачах повинен он сам (его бездарность, глупость, безволие, неумение справиться с трудностями), тогда как успех, если он вдруг приходит, обусловлен случайным удачным стечением обстоятельств или чьей-то помощью. Напротив, устойчивость к обученной беспомощности обусловлена уверенностью, что неудачи случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. Таким образом, достаточно высокая и устойчивая самооценка, самоуважение к себе как личности - важнейший фактор противодействия обученной беспомощности.