10. Способности и задатки.
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Для их определения уровень способностей к какой-либо деятельности одного человека нужно сравнить с тем же уровнем у других людей
Надо принять во внимание, что способности – это качества личности, которые могут быть выражены как в той или иной степени у конкретного представителя человечества, так и не выражены вовсе. Способности могут быть как врожденными, так и приобретёнными в процессе индивидуального развития. Способность не сводима к конкретному свойству, а является всегда синтезом каких-либо свойств характерных конкретной личности.
Задатки - анатома–физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Они обусловлены наследственными генами, ими обусловлены некоторые психические свойства, развитие которых зависит от наличия определенных контактов со средой.
Развитие задатков тоже может быть различным и зависит от окружающей человека обстановки. При одинаковых задатках, но различных условиях могут развиться столь же различные способности. В основе, которых лежит один и тот же анатомо-физиологический фактор (например, острота чувств) Это происходит потому, что развиваются задатки лишь в процессе деятельности, а деятельность может быть различной. Задатки могут и не раскрыться на протяжении жизни, в том случае если человек никогда не занимался определённой деятельностью (к которой, тем не менее, у него был задаток)
Задатки заложены при рождении. Что бы они открылись надо прилагать усилья, развивать их с помощью той или иной деятельности. Пропорционально этой деятельности будут расти навыки и способности.
Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Например, в подростковом возрасте уже очень трудно научиться прямохождению и речи.
- 1. Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Проблема личности в психологии.
- 4. Типологии темперамента.
- 5. Свойства темперамента. Современные концепции темперамента.
- 6.Социальный субъект: соотношение характера и темперамента.
- 7.Формирование характера. Акцентуации характера
- 8.Социальный характер. Национальный характер. Развитие характера в процессе индивидуации.
- 9. Личность как субъект культуры: самосознание, его происхождение и параметры.
- 10. Способности и задатки.
- 11.Биологический смысл эмоций. Специфика эмоциональной информации.
- 12.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и сенсорно-перцептивные процессы.
- 13.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и интеллектуально-мнемическая деятельность.
- 14.Виды и функции эмоций.
- 15. Проблема распознавания эмоций и культуральной обусловленности выражения эмоций.
- 16.Теории эмоций в зарубежной психологии.
- 17. Теории эмоций в отечественной психологии
- 18. Стресс, реакция капитуляции и обученная беспомощность.
- 19.Тревога и тревожность.
- 20.Фрустрация: экспериментальные исследования и диагностика.
- 21.Понятие потребности и понятие мотива в психологии. Проблема классификации потребностей.
- 22.Теории мотивации в зарубежной психологии.
- 23. Изучение мотивационных образований в когнитивной психологии.
- 24. Потребность и мотив в теории деятельности.
- 25. Мотив достижения. Уровень притязаний.
- 26.Мотив аффилиации и мотив власти
- 27.Агрессия и агрессивное поведение
- 28. Волевая регуляция