27.Агрессия и агрессивное поведение
Агре́ссия — это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям. Термин «агрессия» справедлив для описания различных явлений, начиная от словесных оскорблений и заканчивая международными войнами.
Причины агрессии изучались многими исследователями — Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы — историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков. Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии — мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.
В настоящее время существуют три основных направления в исследовании агрессивного поведения.
Первое связывается с именами З. Фрейда и К. Лоренца, рассматривающих агрессивность в качестве врожденного инстинкта или влечения, обладающего своей собственной «энергией», которая периодически разряжается в форме разрушительных, агрессивных действий субъекта. Большинство современных исследователей агрессии скептически относятся к данному взгляду на ее природу, но среди этологов и биологов эта точка зрения до сих пор пользуется популярностью. Ими утверждается, что корни человеческой агрессивности носят сугубо биологический, инстинктивный характер. От животных человека в этом плане отличает лишь «меньшая» сила «моральных запретов», так как от природы он «менее вооружен» (постулат К. Лоренца). Страх – единственное, что сильнее человеческой воинственности и не дает людям окончательно уничтожить друг друга. «Так что не стоит обольщаться: человек не изобрел ничего нового, а лишь довел до абсурда заложенные в него природой агрессивные инстинкты» .
Совершенно очевидно, что при таком понимании природы агрессивного поведения усилия по его профилактике во многом теряют свой смысл. Самым действенным способом является направление «энергии» инстинкта агрессии по социально приемлемым каналам (канализация и сублимация). …
Второе. Фрустрационная теория агрессии (И. Доллард, Л. Дуб, Н.Е. Миллер, Х.О. Моурер и др.). Согласно этой теории, агрессивное поведение – результат фрустрации, возникающей из-за препятствий на пути целенаправленных действий субъекта или невозможности достижения цели. Сторонники этой концепции жестко связывают между собой фрустрацию и агрессию, утверждая, что последняя всегда возникает в результате фрустрации. Не отрицая роли фрустрации в возникновении агрессивном поведении, критики данной теории подвергают сомнению однозначность связи между фрустрацией и агрессией. В частности Х. Хекхаузен указывает на неправомочность данного постулата в отношении инструментальной агрессии (Под ней понимается агрессивное поведение, выступающее в качестве средства достижения целей и мотивов неагрессивного содержания. Например, шантаж ). Это замечание справедливо, если мы признаем самостоятельное существование инструментальной агрессии, что, как было отмечено выше, остается спорным. …
Третье. Это направление представлено теориями социального научения. Центральное место в них занимает принцип научения через наблюдение, по образцу, модели (А. Бандура). Для возникновения агрессивного поведения необходимо наличие побуждающего фактора (например, гнева) и т.н. «пусковых раздражителей», опосредовано или непосредственно связанных с побуждающим фактором. Сам побуждающий фактор в отдельности, по мнению А. Бандуры, не является ни достаточным, ни необходимым условием АП и может вызвать его лишь при условии, что последствия агрессии привлекательны для субъекта. Привлекательность является функцией предыдущих подкреплений и самоподкреплений агрессивного поведения. При несоблюдении данного условия тот же гнев может привести и к другим формам поведения, не носящим агрессивного характера, но которые более привлекательны в данной ситуации. …
Рассмотрение различных концепций агрессивного поведения позволяет сделать вывод, что при всех нюансах, отличающих их друг от друга, существенно общим является прямое или косвенное признание роли враждебности в качестве мотивационной основы агрессивного поведения.
- 1. Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Проблема личности в психологии.
- 4. Типологии темперамента.
- 5. Свойства темперамента. Современные концепции темперамента.
- 6.Социальный субъект: соотношение характера и темперамента.
- 7.Формирование характера. Акцентуации характера
- 8.Социальный характер. Национальный характер. Развитие характера в процессе индивидуации.
- 9. Личность как субъект культуры: самосознание, его происхождение и параметры.
- 10. Способности и задатки.
- 11.Биологический смысл эмоций. Специфика эмоциональной информации.
- 12.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и сенсорно-перцептивные процессы.
- 13.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и интеллектуально-мнемическая деятельность.
- 14.Виды и функции эмоций.
- 15. Проблема распознавания эмоций и культуральной обусловленности выражения эмоций.
- 16.Теории эмоций в зарубежной психологии.
- 17. Теории эмоций в отечественной психологии
- 18. Стресс, реакция капитуляции и обученная беспомощность.
- 19.Тревога и тревожность.
- 20.Фрустрация: экспериментальные исследования и диагностика.
- 21.Понятие потребности и понятие мотива в психологии. Проблема классификации потребностей.
- 22.Теории мотивации в зарубежной психологии.
- 23. Изучение мотивационных образований в когнитивной психологии.
- 24. Потребность и мотив в теории деятельности.
- 25. Мотив достижения. Уровень притязаний.
- 26.Мотив аффилиации и мотив власти
- 27.Агрессия и агрессивное поведение
- 28. Волевая регуляция