23. Изучение мотивационных образований в когнитивной психологии.
Ситуативно-когнитивное исследование развития мотивации.
Предполагается, что у человека есть мотивы, но что это такое неизвестно, хотя их можно измерять. Поведение зависит не только от мотивов, но и ситуативных факторов. Систематизация факторов. Факторы от которых зависит сила возникающих побуждений: 1. Фактор времени и расстояния; 2. Фактор силы потребности или мотива; 3. Ожидаемая ценность цели – величина подкрепления (каждая цель с точки зрения потребности, может иметь разное побуждение); 4. Отсроченность подкрепляющего эффекта; 5. Вероятность успеха; 6. Пространственная удаленность; 7. Взвешивание затрат ипользы. Составляющие ситуативного развития мотивации: а) мотивы личности (жизненные цели). Эта мотивация исходит из плана будущего. Происходит целеобразование (выведение из мотивов конкретных целей); б)полевая мотивация. Всякого рода неожиданности, случайности, слабости,пристрастия. Это не включено в личные планы, а навязано ситуацией. Два источника такой мотивации: внутренняя (проголодался – отложил дела);внешняя (встретил друга); в) возникающие эмоции, неожиданно вмешиваются в наши события. Эмоции могут навязывать образ действия. Фрустрация – состояние при невозможности (неожиданной) достичь цели. Человек вдруг теряется и включается эмоция (агрессия, регрессия, депрессия и т.д.
– активизируются защитные реакции).
Хайдер. Когнитивный баланс.
Если существуют различные возможно-
сти расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагают сбалансированные простые конфигурации (в основе принцип хорошей формы гештальтпсихологов). Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то мы в воображении или в деятельности пытаемся ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснять поведение человека).
Фестингер. Обратная когнитивному балансу организация восприни маемого материала называется когнитивным диссонансом. Основной постулат теории: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Отношение между содержанием когнитивных элементов и мотивационных эффектов порождается тенденцией к согласованности, если между двумя элементами возникает противоречие. Виды отношений между элементами: иррелевантные(оба элемента не связаны друг с другом); консонантные (один элемент следует из другого); диссонантные (из одного элемента следует нечто противоположное другому). Элементы – сведения, убеждения, ценности (знания о себе, о своем поведении, о своем окружении). Диссонанс переживается как нечто неприятное, возникает стремление редуцировать его. Возможности редуцирования: 1) изменив один или несколько элементов в диссонансных отношениях; 2) добавив новые элементы с уже имеющимися; 3)уменьшить значимость диссонантных отношений. Курение способствует раку легких: 1) бросить курить, стать малокурящим; 2) много курильщиков с отменным здоровьем; 3) курение улучшает самочувствие.
Зайонк выделил характеристики когнитивного диссонанса: А) когнитивный диссонанс является негативным состоянием; Б) в случае когнитивного диссонанса индивид пытается редуцировать или элиминировать его и старается действовать так, чтобы избежать событий, усиливающих это состояние; В) при наличии согласованности субъект стремится избегать событий порождающих диссонанс; Г) глубина или интенсивность когнитивного диссонанса зависит: 1. от значимости соответствующих знаний и 2. От относительного количества знаний. Находящихся друг с другом в отношениях диссонанса; Д) сила тенденций б) и в) является прямой функцией от глубины диссонанса; Е) когнитивный диссонанс можно редуцировать или уничтожить, только добавив новые знания или изменив существующие; Ж) добавление новых знаний редуцирует диссонанс, если новые знания усиливают одну из сторон и тем самым уменьшают долю диссонансных когнитивных элементов или новые знания изменяют значимость когнитивных элементов, находящихся друг с другом в состоянии диссонанса; З) изменение существующих знаний редуцирует диссонанс, если новое содержание делает их менее противоречащими остальным знаниям или их значимость понижается; И) если новые знания не могут быть использованы или существующие изменены при помощи пассивных процессов, возникнет поведение, когнитивные последствия которого будут способствовать восстановлению согласованности. Примером такого поведения является поиск информации.
- 1. Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Проблема личности в психологии.
- 4. Типологии темперамента.
- 5. Свойства темперамента. Современные концепции темперамента.
- 6.Социальный субъект: соотношение характера и темперамента.
- 7.Формирование характера. Акцентуации характера
- 8.Социальный характер. Национальный характер. Развитие характера в процессе индивидуации.
- 9. Личность как субъект культуры: самосознание, его происхождение и параметры.
- 10. Способности и задатки.
- 11.Биологический смысл эмоций. Специфика эмоциональной информации.
- 12.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и сенсорно-перцептивные процессы.
- 13.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и интеллектуально-мнемическая деятельность.
- 14.Виды и функции эмоций.
- 15. Проблема распознавания эмоций и культуральной обусловленности выражения эмоций.
- 16.Теории эмоций в зарубежной психологии.
- 17. Теории эмоций в отечественной психологии
- 18. Стресс, реакция капитуляции и обученная беспомощность.
- 19.Тревога и тревожность.
- 20.Фрустрация: экспериментальные исследования и диагностика.
- 21.Понятие потребности и понятие мотива в психологии. Проблема классификации потребностей.
- 22.Теории мотивации в зарубежной психологии.
- 23. Изучение мотивационных образований в когнитивной психологии.
- 24. Потребность и мотив в теории деятельности.
- 25. Мотив достижения. Уровень притязаний.
- 26.Мотив аффилиации и мотив власти
- 27.Агрессия и агрессивное поведение
- 28. Волевая регуляция