2.Проблема личности в психологии.
Психологи надеются понять человека, как целое – совокупность различных представлений, и как частное, уникальное субъективное образование.
Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом.
1.Типологическое направление.
Учение о типах личности. Основная характеристика-принадлежность к определенному типу.
Выделяются некоторые виды.
У.Шелдон-попытка связать типологические особенности личности с типом организма, типом строения тела
Г.Айзенк- попытка связать личностные характеристики с динамическими особенностсями функционирования нервной и гормональной систем организма.
Недостаточное внимание социально-культурным аспектам.
2. Изучение черт личности
Направление представлено работами Д.Кеттела.
Личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал, совокупность которых представляет собой набор черт личности.
Не уделяется достаточно внимания проблеме изменчивости черт личности.
3. Психоаналитическая теория
Выделяют 2 аспекта.
1)Трактовка развития личности в онтогенезе
2) Динамика функционирования личности на каждом этапе ее развития
Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального развития. На каждой из стадий могут возникать кризисы, если они не преодолеваются, возникает явление фиксации-закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии п/с развития.
4. Социально-когнитивное направление
Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры и теория социального научения Д.Роттера.
Предметом изучения становятся ситуативные, изменчивые характеристики.
Изучение податливости, изменчивости поведения и методов направленного изменения поведения.
5. Культурологическое направление
Изучение влияния социального опыта на индивидуума. Влияние культуры на конкретного человека конкретизируется через понятие роли. Роль- некая система социальных функций, которые должен выполнять человек и система ожиданий, связанная с выполнением этих функций.
Есть роли, которые мы не выбираем (м/ж), а есть те, которые выбираем (профессия)
6. Экспериментальные исследования
Можно выделить как особое направление, характеризующееся сознательной ориентацией на эмпирическое изучение отдельных проявлений личности. Не приводит к созданию новых теорий.
7. Подход С.Л.Рубинштейна
Первая идея- утверждения тезиса об общественной, социальной природе личности.
Вторая идея связана с преодолением механистической концепции в психологии.
Личность есть целостная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
8. Подход В.Н.Мясищева
Отношение человека к окружающему миру, к людям и самому себе характеризуют личность конкретного человека.
9. Подход А.Н.Леонтьева
Основной параметр- соотношение мотивов, их иерархии, или иерархии деятельности, которую реализует человек.
Согласно этому подходу наличие или отсутствие тех или иных способностей у человека не описывает личность.
Личность- психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
10. Подход Л.И.Божович
Способность управлять своим поведением и деятельностью.
Восприятие себя как единого целого, отличного от окружающей действительности и других людей.
Переживание своего Я.
Наличие собственных взглядов и собственного отношения.
3. Природный субъект: индивидные свойства. Соотношение типа и черты
Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается.
Индивидом рождаются, а личностью становятся
У человека нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения.
Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к сохранению.
Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств:
1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности
3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).
Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.
Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.
Отдельные индивидные свойства и их роль.
Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.
Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.
Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").
Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.
Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.
- 1. Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Проблема личности в психологии.
- 4. Типологии темперамента.
- 5. Свойства темперамента. Современные концепции темперамента.
- 6.Социальный субъект: соотношение характера и темперамента.
- 7.Формирование характера. Акцентуации характера
- 8.Социальный характер. Национальный характер. Развитие характера в процессе индивидуации.
- 9. Личность как субъект культуры: самосознание, его происхождение и параметры.
- 10. Способности и задатки.
- 11.Биологический смысл эмоций. Специфика эмоциональной информации.
- 12.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и сенсорно-перцептивные процессы.
- 13.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и интеллектуально-мнемическая деятельность.
- 14.Виды и функции эмоций.
- 15. Проблема распознавания эмоций и культуральной обусловленности выражения эмоций.
- 16.Теории эмоций в зарубежной психологии.
- 17. Теории эмоций в отечественной психологии
- 18. Стресс, реакция капитуляции и обученная беспомощность.
- 19.Тревога и тревожность.
- 20.Фрустрация: экспериментальные исследования и диагностика.
- 21.Понятие потребности и понятие мотива в психологии. Проблема классификации потребностей.
- 22.Теории мотивации в зарубежной психологии.
- 23. Изучение мотивационных образований в когнитивной психологии.
- 24. Потребность и мотив в теории деятельности.
- 25. Мотив достижения. Уровень притязаний.
- 26.Мотив аффилиации и мотив власти
- 27.Агрессия и агрессивное поведение
- 28. Волевая регуляция