Психотерапия.
Доверительный контакт
Впервые я увидел Свету на приеме в ПНД. Сразу же обратил внимание на некую тонкость и личностное своеобразие. Его трудно описать, но этим своеобразием она сразу же стала мне симпатична. Я увидел ее на фоне потока погасших, дефектных больных, которые послушно приходили за рецептами. Как выразился один больной о посещений диспансера: «Это как в киоске, взял газету и пошел». Монотонно и тупо тянулся рабочий день. Уставший, я посетовал, что мы оба подневольные: мне нужно здесь сидеть, а ей — сюда приходить. Удивился, что она непохожа на нетрудоспособную больную, которая за два года четыре раза лежала в острых отделениях. Ей все это пришлось по душе, понравилось то равенство позиций, с которых я повел с ней разговор. Через месяц она пришла снова. Серая, измотанная, с отеками под глазами, она сказала: «Заглушите меня ненавистным галоперидолом, иначе я с ума сойду или повешусь». Налицо имелись показания к госпитализации, я отвел ее в санитарскую комнату. Она поняла что к чему и ужасно испугалась. В этом испуге было что-то очень хрупкое, беспомощное. Она умоляюще посмотрела на меня. Я был в замешательстве. Интуиция подсказывала мне, что госпитализация не лучший выход: ведь после выписки из больницы она уже не придет ко мне, и тогда при следующем обострении риск суицида будет еще больше. Я прямо ей сказал, что мне очень хочется ее выпустить, но нужно, чтобы она приходила ко мне через день. Она с такой готовностью пообещала, что я поверил. Я дал ей домашний телефон, так как осознавал громадную ответственность, которую взял на себя. Света поняла, что я пошел ей навстречу, что другой психиатр, возможно, без разговоров отправил бы ее в больницу. Она выразила мне неподдельную благодарность.
В последующие дни ей стало еще хуже. Бред, обманы чувств, депрессия нарастали. Я дал ей право звонить мне в любое время, что она и стала делать. Долгие дневные и ночные звонки изматывали меня, мешали моей семье, но я уже не мог изменить свое решение. Больная выговаривалась, и ей становилось легче. Постепенно между нами устанавливался контакт. Почти сразу же Света задала мне вопрос, который определил будущее. Она спросила: «Вы верите, что все было так, как я говорю?» Я ответил примерно так: «Я не был свидетелем событий в театре. Со мной такого не случалось. Но не сомневайтесь в главном: верю — вы честно рассказываете то, что действительно пережили, и я отношусь к этому серьезно». [Я ответил ей в духе известного высказывания: «Не всегда можно сказать правду, но всегда можно не врать».] Дело не столько в моем ответе, а в том, что я всегда внимательно и участливо выслушивал ее, не выражал сомнения и не намекал, что она говорит небылицы. Чувствуя не скепсис, не иронию, а участие и понимание, больная доверилась мне. Многие врачи полагали, что если больная психотическая, то с ней можно обращаться как угодно — все равно ничего не поймет (как будто сумасшествие синоним глупости) . Они и не догадывались, как порой тонко она понимает отношение к себе окружающих, — я удивлялся меткости ее наблюдений над врачами.
Возникает этическая проблема: что же, моя позиция лицемерная, неискренняя? Но в таком случае мы лицемерны и со своими детьми, так как разделяем их детский взгляд на вещи, рассказываем им про бабу-ягу, лешего, а сами в них не верим. Конечно, когда ребенок подрастает, мы перестаем подыгрывать ему и разговариваем с ним откровенно. С больной же так не получается. Но суть в том, что подыгрываешь и лицемеришь с болезнью, а общаешься с человеком, более того — до человека в данной ситуации можно добраться лишь ценой подыгрывания болезни. Другого пути нет.
В размышлениях о контакте невозможно абстрагироваться от чувств психотерапевта. [Эмоциональный контакт — это двустороннее движение, а не так как обычно: больной открывается врачу, а врач скрыт за белым халатом.] С самого начала мне оказалась созвучной, симпатичной ее индивидуальность, ее манера духовного существования и поисков. Наверное, без этого созвучия я бы не выдержал марафона телефонных разговоров, не отнесся бы к больной по-особенному. Важно и то, что я чувствовал себя нужным: мне казалось, что эту больную именно я способен понять. Чувство, что данной больной в качестве психотерапевта нужен именно я, заставляло меня индивидуальней и ответственней подходить к делу. В процессе знакомства, когда я расслышал капризно-нетерпимые, претенциозные нотки в ее взаимодействиях с людьми, мое отношение к ней стало прохладней, но духовное созвучие осталось. К тому же эти истероподобные нотки парадоксально сочетались в ее мозаичном характере с тонкостью, ранимостью, хрупкостью, самокритичностью, чувством неполноценности.
Важной гранью контакта являлись также безопасные эротические моменты в отношении больной ко мне. Она, как многие больные шизофренией, способна их переживать, не пытаясь отнять врача у жены, не добиваясь своего. Эти моменты также скрепляют контакт, делают его полнокровней, жизненней. Никаких сложностей в том, чтобы отношения оставались в рамках психотерапевтических, не было. Мы с взаимным интересом обсуждали фильмы, книги, людей. Иногда какая-то случайная моя фраза возвращалась мне в нашем разговоре — оказывается, она много о ней думала. При глубоком контакте происходит «взаимопрорастание» внутренней жизни терапевта и пациента. Даже когда пациент прямо не думает о враче, он все же ощущает в душе теплое, доброе, незримое присутствие врача. Пациент также занимает немалое место в душевной жизни терапевта. Врач и пациент дарят друг другу себя. Света, как это часто бывает при контакте, интересовалась моими делами, я для нее — не только «психоаналитик», как она меня называет, рассказывая обо мне знакомым. Характерно, что я звал ее по имени [Она сама настояла, чтобы я называл ее только по имени.], а она меня по имени и отчеству, хотя я младше ее на 13 лет. Когда мы разбирали ее дела, я оказывался как бы старше.
Примечательно, что я никогда не чувствовал, что Света видит во мне бредового персонажа. Она всегда воспринимала меня без особых бредовых искажений, лишь на высоте психоза несколько раз мелькало что-то быстропреходящее бредоподобное. Почему-то бредовое восприятие не размывало моих конкретных человеческих очертаний. Неоднократно в стационарах я также сталкивался с подобной картиной: некоторые больные понимали, что говорят с психиатром, хотя почти всех остальных, включая других больных, воспринимали искаженно. Более того, когда я разговаривал с ними, то часто не чувствовал, что они ведут себя в соответствии со своим бредовым образом (Христа, инопланетянина, царя и т. п.).
Итак, основы доверия ко мне заложились, когда я не стал госпитализировать больную, выказав понимание, что там она умирает по-человечески. Она поняла, что я поступил с ней не по инструкции. Доверие усилилось, когда я стал серьезно относиться к тому, что с ней происходит. Постепенно оно стало перерастать в веру в мои слова и советы. Когда Света сомневалась, как поступить в своей «ситуации», она просила у меня совета, и мои слова были облечены таким доверием, что в большинстве случаев она поступала так, как я говорил. Я при этом всегда старался советовать только то, что, как мне казалось, полезно и приемлемо для нее. Такая доверчивость моим советам, видимо, проистекала у нее из сознания, что я более ориентирован в этом мире и что плохо я ей не сделаю. [Поэтому такую веру не назовешь слепой. Она пришла не сразу, а лишь когда на практике Света убедилась в ее оправданности.]
Для меня Светлана, как и другие мои пациенты,— больше чем клинический случай. Она, как и я, по-своему и с ошибками отвечает на загадку существования и в этом качестве является настоящим моим партнером.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Павел Валерьевич Волков.
- Часть I. Характерология. Определение ключевых понятий.
- Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер.
- 1. Краткие общие сведения.
- 2. Ядро характера.
- 1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
- 2. Прямолинейность мышления и чувствования.
- 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
- 4. Тяга к власти.
- 3. Варианты эпилептоидного характера.
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции).
- 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации).
- 6. Семейная и сексуальная жизнь.
- 7. Духовная жизнь.
- 8. Дифференциальный диагноз.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь.
- 10. Учебный материал.
- Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры.
- 1. Краткие общие сведения.
- 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики.
- Глава 2 (а). Истерический характер.
- 1. Ядро характера.
- 1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
- 3. Варианты истерического характера.
- 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 2 (б). Неустойчивый характер.
- 1. Ядро характера.
- 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера.
- 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности.
- 4. Семейная и духовная жизнь.
- 5. Варианты неустойчивого характера.
- 6. Дифференциальный диагноз.
- Глава 2 (в). Ювенильный характер.
- 1. Сущность характера.
- 2. Особенности истерического реагирования.
- 3. Учебный материал.
- Глава 3. Астенический характер.
- 1. Ядро характера.
- 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.
- 3. Варианты астенического характера.
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 4. Психастенический характер.
- 1. Ядро характера.
- 1.Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
- 2. Особенности проявления характера в детстве и юности.
- 3. Варианты психастенического характера.
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер.
- 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера.
- 1.Изначальная (базальная) тревога.
- 2. Педантичность.
- 3. Навязчивости (ананказмы).
- 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника.
- 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи.
- 4. Учебный материал.
- Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер.
- 1. Введение в понятийный контекст.
- 2. Ядро характера.
- 1.Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность, натуральность.
- 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции).
- 4. Варианты циклоидного характера.
- 5. Духовная жизнь.
- 6. Семейная и сексуальная жизнь.
- 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 8. Дифференциальный диагноз.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 10. Учебный материал.
- Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер.
- 1. Ядро характера.
- 1.Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
- 2. Особенности проявлений в детстве и юности.
- 3. Варианты шизоидного характера.
- 4. Семейная и сексуальная жизнь.
- 5. Духовная жизнь.
- 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии).
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 8. Органический характер.
- 1. Сущность характера.
- 1.Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
- 2. Простодушный вариант органического характера.
- 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие».
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции).
- 5. Психотерапия и лечебная педагогика г. Е. Сухаревой.
- 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения.
- 7. Учебный материал.
- Глава 9. Эндокринный характер.
- 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
- 2.Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
- 3.Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
- 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
- 1. Учебный материал.
- Часть II. Основы психиатрии.
- Маниакально-депрессивный психоз.
- 1. Определение ключевых понятий.
- 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии.
- 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте.
- 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным.
- 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека.
- 6. Выявление суицидального больного.
- 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи.
- 8. Учебный материал.
- Эпилепсия.
- 1. Клиническое определение эпилепсии.
- 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grandmal).
- 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний.
- 4. Изменения личности по эпилептическому типу.
- 5. Эпилептические психозы.
- 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве.
- 7. Диагностика и систематика эпилепсии.
- 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии.
- 9. Учебный материал.
- Шизофрения.
- 1. Краткий исторический экскурс.
- 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление».
- 3. Разбор ключевых понятий.
- 4. Описание основных шизофренических синдромов.
- 5. Разбор шизофренических расстройств по е. Блейлеру.
- 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте.
- 7. Отношения в семье больного шизофренией.
- 8. Диагностика шизофрении.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер.
- 11. Учебный материал.
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики.
- Обнаженная правда (пример шизофренического творчества).
- Введение.
- Описание.
- Дифференциальный анализ.
- Заключение.
- Рессентимент, резиньяция и психоз. Введение.
- Феноменология.
- Клинический анализ.
- Психотерапия.
- Аналитический разбор причин госпитализации.
- Заключение.
- Список использованной литературы.