9. Учебный материал.
1. Чтобы лучше вчувствоваться в мироощущение возвышенно-одухотворенных шизоидов, рекомендую следующее, несколько экстравагантное упражнение, которое специально для этой цели использую на своих семинарах. Обычно участники семинаров выполняют его с энтузиазмом. Предлагается встать на самый высокий стол в комнате и посмотреть, как с него видится комната, люди в ней, вещи и т. д. Когда этот взгляд сверху запоминается, человек спускается со стола, ходит по комнате, общается с людьми, но при этом воспринимает происходящее одновременно с двух точек зрения. Он видит происходящее таким, как видят его те, кто не стоял на столе, и одновременно таким, каким бы оно виделось сверху. Цель упражнения: понять, что многие шизоиды таким образом и воспринимают окружающее (обычным взглядом и взглядом с высоты). Можно сказать, что будто бы когда-то их душа находилась высоко, а потом спустилась на землю, воплотившись в конкретном теле, но не забыла то, что ей открывалось свыше. Этот взгляд сверху является для шизоида самым важным.
2. В фильме М. Козакова «Безымянная звезда» показан добрый, милый, рассеянный шизоидный учитель астрономии, который днями напролет сидит за своими научными книгами, мягко уклоняясь от общения с назойливыми жителями провинциального городка. Он теоретически вычислил звезду, которую никогда не увидит воочию, но хорошо представляет мысленно ее цвет, орбиту, спутники. Когда он рассказывает об этой звезде, то становится страстным патетиком, от его тихой скромности не остается и следа. В городок случайно попадает женщина, которая завораживает его красотой и ощущением, будто она явилась из другого мира. С ней он делится сокровенным. «Бывают вечера, когда небо мне кажется пустыней, звезды холодными мрачными покойниками... Но бывают вечера, когда все небо полно жизни, когда, если хорошенько прислушаться, слышно, как на каждой планете шумят леса и океаны. Бывают вечера, когда все небо полно таинственных знамений, словно это живые существа, рассеянные по разным планетам, которые смотрят друг на друга, угадывают, подают знаки, ищут друг друга...».
Жизнь разводит его с этой женщиной, но с ним остается его звезда, названная ее именем. Он философически стойко переносит это расставание, так как знает, что «ни одна звезда не отклоняется от своего пути, не останавливается».
3. В книге Ф. Капра «Уроки мудрости» /90, с. 99-100/ показан разговор аутистических людей на аутистическую тему, переданный в аутистическом стиле. Речь идет о метафоре трансформации универсального сознания в индивидуальное. Первый этап трансформации — образование волны в океане. Волна есть океан, а океан есть волна. Здесь еще нет раздельности. Второй этап — краткие моменты раздельного существования, когда волна раскалывается на капли, которые, падая, тут же поглощаются океаном. Третий этап. Волна оставляет на берегу маленький водоем. Он представляет собой продолжение океана и отдельную сущность до тех пор, пока не придет другая волна и не заберет его с собой. Следующий этап — вода испаряется и образует облако. Первоначальное единство утеряно. Но облако прольется дождем и воссоединится с океаном. И наконец, этап финального разделения — снежинка. Связь с первоначальным источником кажется совершенно забытой. Снежинка представляет собой четко структурированную индивидуальную сущность. Только глубокое знание поможет признать, что снежинка есть океан, а океан — снежинка. Ей нужно, так сказать, пережить смерть «эго», чтобы вернуться к источнику.
Так, присутствуя при разговоре С. Грофа и Ф. Капра, читатель переживает метафору «игры в прятки» океана с самим собой. Для шизоида эта красивая метафора таит многообразие глубоких духовных смыслов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Павел Валерьевич Волков.
- Часть I. Характерология. Определение ключевых понятий.
- Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер.
- 1. Краткие общие сведения.
- 2. Ядро характера.
- 1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
- 2. Прямолинейность мышления и чувствования.
- 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
- 4. Тяга к власти.
- 3. Варианты эпилептоидного характера.
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции).
- 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации).
- 6. Семейная и сексуальная жизнь.
- 7. Духовная жизнь.
- 8. Дифференциальный диагноз.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь.
- 10. Учебный материал.
- Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры.
- 1. Краткие общие сведения.
- 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики.
- Глава 2 (а). Истерический характер.
- 1. Ядро характера.
- 1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
- 3. Варианты истерического характера.
- 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 2 (б). Неустойчивый характер.
- 1. Ядро характера.
- 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера.
- 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности.
- 4. Семейная и духовная жизнь.
- 5. Варианты неустойчивого характера.
- 6. Дифференциальный диагноз.
- Глава 2 (в). Ювенильный характер.
- 1. Сущность характера.
- 2. Особенности истерического реагирования.
- 3. Учебный материал.
- Глава 3. Астенический характер.
- 1. Ядро характера.
- 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.
- 3. Варианты астенического характера.
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 4. Психастенический характер.
- 1. Ядро характера.
- 1.Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
- 2. Особенности проявления характера в детстве и юности.
- 3. Варианты психастенического характера.
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер.
- 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера.
- 1.Изначальная (базальная) тревога.
- 2. Педантичность.
- 3. Навязчивости (ананказмы).
- 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника.
- 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи.
- 4. Учебный материал.
- Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер.
- 1. Введение в понятийный контекст.
- 2. Ядро характера.
- 1.Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность, натуральность.
- 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции).
- 4. Варианты циклоидного характера.
- 5. Духовная жизнь.
- 6. Семейная и сексуальная жизнь.
- 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 8. Дифференциальный диагноз.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 10. Учебный материал.
- Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер.
- 1. Ядро характера.
- 1.Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
- 2. Особенности проявлений в детстве и юности.
- 3. Варианты шизоидного характера.
- 4. Семейная и сексуальная жизнь.
- 5. Духовная жизнь.
- 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии).
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 8. Органический характер.
- 1. Сущность характера.
- 1.Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
- 2. Простодушный вариант органического характера.
- 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие».
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции).
- 5. Психотерапия и лечебная педагогика г. Е. Сухаревой.
- 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения.
- 7. Учебный материал.
- Глава 9. Эндокринный характер.
- 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
- 2.Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
- 3.Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
- 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
- 1. Учебный материал.
- Часть II. Основы психиатрии.
- Маниакально-депрессивный психоз.
- 1. Определение ключевых понятий.
- 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии.
- 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте.
- 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным.
- 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека.
- 6. Выявление суицидального больного.
- 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи.
- 8. Учебный материал.
- Эпилепсия.
- 1. Клиническое определение эпилепсии.
- 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grandmal).
- 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний.
- 4. Изменения личности по эпилептическому типу.
- 5. Эпилептические психозы.
- 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве.
- 7. Диагностика и систематика эпилепсии.
- 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии.
- 9. Учебный материал.
- Шизофрения.
- 1. Краткий исторический экскурс.
- 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление».
- 3. Разбор ключевых понятий.
- 4. Описание основных шизофренических синдромов.
- 5. Разбор шизофренических расстройств по е. Блейлеру.
- 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте.
- 7. Отношения в семье больного шизофренией.
- 8. Диагностика шизофрении.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер.
- 11. Учебный материал.
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики.
- Обнаженная правда (пример шизофренического творчества).
- Введение.
- Описание.
- Дифференциальный анализ.
- Заключение.
- Рессентимент, резиньяция и психоз. Введение.
- Феноменология.
- Клинический анализ.
- Психотерапия.
- Аналитический разбор причин госпитализации.
- Заключение.
- Список использованной литературы.