3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции).
В основном исследователи приводят сведения о гипертимном варианте синтонного характера. Отчасти это связано с тем, что депрессивность и выраженные колебания настроения, типичные другим вариантам циклоидов, в детском возрасте не столь заметны. Детская эмоциональная лабильность часто связана не со спонтанными колебаниями настроения, а с повышенной реактивностью на внешние раздражители, капризностью. В период полового созревания, когда и в норме нарушается душевное равновесие, эндогенные колебания настроения и депрессивность дают себя знать больше. Также гипертимы достаточно часто попадают в поле зрения детских психиатров в связи с нарушениями поведения.
Большинству детей физиологически характерен повышенный жизненный тонус, настроение, активность. У гипертимов это выражено особенно резко. Им свойственна чрезмерная оптимистическая установка. Они добродушны, болтливы, умеют дружить, озорники и шалуны, любят шутку, веселье, нередко становятся неформальными лидерами среди сверстников. В то же время ярко проявляются их негативные черты. Они берутся за несколько дел сразу, не доводя многие из них до конца, не выносят ограничений, монотонности, любят всюду «совать свой нос» и во всем принимать участие, что раздражает детей и взрослых. Двигательное возбуждение и отвлекаемость, которая не имеет никакого отношения к астенической истощаемости, у таких детей вытекает из ненасытной жажды деятельности. Многие из них от природы наделены здоровым цветом лица, высоким жизненным тонусом, неутомимой деятельностью, любовью к труду (не монотонному), неудержимыми лидерскими тенденциями — всем этим они отличаются от похожих на них детей с неустойчивым характером. Вышеописанные особенности отчетливо проявляются уже к младшему школьному возрасту.
Г. Е. Сухарева пишет: «Все окружающее оценивается ими положительно и в жизнерадостных тонах. Мальчик 9 лет на вопрос, как он провел праздники, отвечает: «Так хорошо, что ни в сказке сказать, ни пером описать». На вопрос врача, что у него болит, отвечает: «Я здоров, не болею, никогда не болел и болеть не буду!» /25/.
Успеваемость в школе носит неровный характер в связи с их бурным темпераментом, из-за которого им не хватает усидчивости. Нередко их выручает замечательная память. Даже не поняв материал, они способны выучить его наизусть. Несмотря на аффективные вспышки и драчливость, в них нет эпилептоидной яростной злобы и мстительности против обидчика. Они могут, в отличие от эпилептоида, дружить с теми, с кем вчера еще были в ссоре. Среди детей они часто пользуются авторитетом и симпатией благодаря смелости и открытому дружелюбию. Они легко приспосабливаются и ориентируются в ситуации, не страдая застенчивостью и тормозимостью. И у них бывают периоды подавленности, вялости. Обычно это длится недолго. У детей депрессивные эпизоды нередко заслоняются сопровождающими их вегетативно-соматическими проявлениями.
Из-за своей неуемности у них возникает много неприятностей, что, однако, не портит им настроения. Это происходит не столько по причине вытеснения неприятностей, сколько благодаря тому, что они вообще мало способны себя плохо чувствовать, да и оптимизм всегда готов помочь. Эти милые шалуны умеют вовлечь других детей в свои шалости. Поэтому педагоги, несмотря на неплохое личное отношение к ним, нередко стремятся от них избавиться. Часто учителя путают распущенность с гипертимными подъемами настроения, в которых эти дети бывают особенно неуемны. У гипертимных девочек с появлением менструаций могут возникать отчетливые расстройства настроения.
У гипертима с его повышенной жаждой приключений и удовольствий имеется риск попадания в асоциальные компании. Очень важно как можно раньше гипертимную предприимчивость направить по социально полезному пути, найти занятие, которое полностью захватило бы такого ребенка, подростка. При этом важно, чтобы у них была возможность проявлять допустимую самостоятельность и инициативу. В таких случаях прогноз бывает хорошим.
К старшему школьному возрасту, как правило, стихает двигательное и речевое возбуждение, но гипертимный душевный огонь остается. Переходный период обычно сложен. В этом возрасте громадное значение имеет тактика воспитания. Она должна состоять из разумного баланса опеки и свободы. Как безнадзорность, так и гиперопека толкают гипертимного подростка в асоциальные компании. Мелочная опека и нравоучения вызывают бурную реакцию эмансипации с уходами из дому. Гипертимы не всегда соблюдают дистанцию по отношению к взрослым, им свойственна реакция группирования со сверстниками, они становятся «своими» в самых разных компаниях. Поскольку они любят все новое, то асоциальные компании выглядят привлекательно в сравнении со школьной рутиной. Они становятся заводилами и «режиссерами» авантюрных приключений. А. Е. Личко уточняет, что эти подростки проглядывают грань между иногда допустимым и всегда запрещаемым, принимая последнее за иногда допускаемое /6, с. 37/. Гипертимы склонны к алкоголизации, особенно когда «нечего делать». Легко залезают в долги, но если захотят заработать, то умеют это сделать.
Важно помнить, что гипертим плохо переносит однообразие и изоляцию от сверстников. Кропотливый педантизм не для них. Их может заинтересовать общественная работа в школе, художественная самодеятельность. От тревог и неприятностей гипертимы бегут в деятельность, где можно проявить инициативу. Обычно они не понимают шизоидов и психастеников, которые сидят дома, чтобы читать книжки и подробно думать о прочитанном.
Обычно у гипертимов рано просыпается сексуальное влечение. У подростков могут отмечаться сексуальные эксцессы. Извращенность сексуального чувства для гипертимов не характерна.
Другие варианты циклоидного характера описаны более скупо. Многие реактивно-лабильные циклоиды по П. Б. Ганнушкину выявляют сходство с лабильным типом акцентуации, описанным А. Е. Личко. Подобные циклоиды характеризуются крайней изменчивостью настроения в подростковом возрасте, а иногда и в раннем детстве. Речь идет не столько о тяжелых и стойких изменениях настроения, сколько об эмоциональной лабильности. Им редко присуще нормальное среднее настроение. Обычно всегда хватает пустяков, которые их либо расстраивают, либо веселят. Порой еще не высохли слезы, а они уже смеются. При всей своей капризной лабильности настроения они отличаются глубокой, искренней привязанностью к близким и друзьям, тяжело переживают разлуку, вообще любые серьезные перемены в жизни. Для них важна дружная теплая семья, где их принимают, утешают и разделяют их радости.
Такому ребенку полезно купить ласковую собаку, а не кошку. Кошка обижает его своей отрешенностью: когда хочет приходит, когда хочет уходит. Собака же только и ждет, чтобы ее позвали, по-своему сочувствует переживаниям маленького хозяина. Лабильные циклоиды тоже жизнелюбы уже с детства, но им важно не столько верховодить и деятельно во всем участвовать, как гипертимам, сколько наслаждаться радостями бытия, переживая их совместно с близкими людьми. Реакция эмансипации, как правило, протекает мягко, особенно если их любят в семье. Обычным мотивом выпивок является желание забыть неприятности, повеселиться. Также пьют, чтобы не потерять хорошего отношения ребят из своей компании. Но какие-либо эксцессы — сексуальные, делинквентные, алкогольные — для них не характерны. Уже с детства отличаются выраженной вегетативной лабильностью.
Если в детстве редко бывают длительные и глубокие расстройства настроения, то в переходном периоде они встречаются чаще. В периоды душевного упадка циклоидные подростки нуждаются в ободрении, что хорошее настроение обязательно вернется. В депрессии снижается успеваемость, все валится из рук, поэтому таким ребятам достается много критики вместо психологической поддержки. Они могут не показывать вида, что критика их задевает, даже грубят в ответ, однако в душе им становится тяжелее. Важно отличить депрессию от простой лени и поддержать подростка в это время. Когда настроение улучшится, то он снова начнет хорошо учиться и справляться с делами. Следует помнить, что в депрессивном состоянии подростку трудно привыкать к новым обстоятельствам: смене школы, поступлению в вуз, перемене места жительства. В отличие от лени в депрессии подросток становится тоскливым, вялым, глаза тускнеют, аппетит снижается, нарушается засыпание, по утрам разбитость. Он сторонится общения даже в своей компании, высказывает мысли о своей неполноценности, становится заторможенным, забрасывает любимое хобби.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Павел Валерьевич Волков.
- Часть I. Характерология. Определение ключевых понятий.
- Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер.
- 1. Краткие общие сведения.
- 2. Ядро характера.
- 1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
- 2. Прямолинейность мышления и чувствования.
- 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
- 4. Тяга к власти.
- 3. Варианты эпилептоидного характера.
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции).
- 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации).
- 6. Семейная и сексуальная жизнь.
- 7. Духовная жизнь.
- 8. Дифференциальный диагноз.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь.
- 10. Учебный материал.
- Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры.
- 1. Краткие общие сведения.
- 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики.
- Глава 2 (а). Истерический характер.
- 1. Ядро характера.
- 1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
- 3. Варианты истерического характера.
- 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 2 (б). Неустойчивый характер.
- 1. Ядро характера.
- 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера.
- 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности.
- 4. Семейная и духовная жизнь.
- 5. Варианты неустойчивого характера.
- 6. Дифференциальный диагноз.
- Глава 2 (в). Ювенильный характер.
- 1. Сущность характера.
- 2. Особенности истерического реагирования.
- 3. Учебный материал.
- Глава 3. Астенический характер.
- 1. Ядро характера.
- 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.
- 3. Варианты астенического характера.
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 4. Психастенический характер.
- 1. Ядро характера.
- 1.Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
- 2. Особенности проявления характера в детстве и юности.
- 3. Варианты психастенического характера.
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер.
- 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера.
- 1.Изначальная (базальная) тревога.
- 2. Педантичность.
- 3. Навязчивости (ананказмы).
- 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника.
- 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи.
- 4. Учебный материал.
- Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер.
- 1. Введение в понятийный контекст.
- 2. Ядро характера.
- 1.Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность, натуральность.
- 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции).
- 4. Варианты циклоидного характера.
- 5. Духовная жизнь.
- 6. Семейная и сексуальная жизнь.
- 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 8. Дифференциальный диагноз.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 10. Учебный материал.
- Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер.
- 1. Ядро характера.
- 1.Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
- 2. Особенности проявлений в детстве и юности.
- 3. Варианты шизоидного характера.
- 4. Семейная и сексуальная жизнь.
- 5. Духовная жизнь.
- 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии).
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 8. Органический характер.
- 1. Сущность характера.
- 1.Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
- 2. Простодушный вариант органического характера.
- 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие».
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции).
- 5. Психотерапия и лечебная педагогика г. Е. Сухаревой.
- 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения.
- 7. Учебный материал.
- Глава 9. Эндокринный характер.
- 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
- 2.Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
- 3.Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
- 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
- 1. Учебный материал.
- Часть II. Основы психиатрии.
- Маниакально-депрессивный психоз.
- 1. Определение ключевых понятий.
- 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии.
- 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте.
- 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным.
- 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека.
- 6. Выявление суицидального больного.
- 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи.
- 8. Учебный материал.
- Эпилепсия.
- 1. Клиническое определение эпилепсии.
- 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grandmal).
- 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний.
- 4. Изменения личности по эпилептическому типу.
- 5. Эпилептические психозы.
- 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве.
- 7. Диагностика и систематика эпилепсии.
- 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии.
- 9. Учебный материал.
- Шизофрения.
- 1. Краткий исторический экскурс.
- 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление».
- 3. Разбор ключевых понятий.
- 4. Описание основных шизофренических синдромов.
- 5. Разбор шизофренических расстройств по е. Блейлеру.
- 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте.
- 7. Отношения в семье больного шизофренией.
- 8. Диагностика шизофрении.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер.
- 11. Учебный материал.
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики.
- Обнаженная правда (пример шизофренического творчества).
- Введение.
- Описание.
- Дифференциальный анализ.
- Заключение.
- Рессентимент, резиньяция и психоз. Введение.
- Феноменология.
- Клинический анализ.
- Психотерапия.
- Аналитический разбор причин госпитализации.
- Заключение.
- Список использованной литературы.