6. Духовная жизнь.
Астеникам свойственна ранимая романтическая одухотворенная реалистичность. Ранимая духовность заключается в щемящей жалости ко всему хрупкому, нежному, беззащитному, с желанием по возможности это беззащитное как-то защитить, уберечь. Астеническому человеку трудно без муки в душе пройти мимо котят, мокнущих под дождем. Если есть возможность, то он постарается их обогреть, накормить. Астенику по себе хорошо известно, что такое беззащитность и как велика благодарность тому, кто искренне помог. Из этого знания и возникает особенная астеническая жалостливость с талантом тонкого сочувствия и сопереживания.
Астеники трепетно чувствуют проявления живого в окружающем мире (феномен тонкой биофилии по Э. Фромму). Хрупкие льдинки в проруби, истое пение птиц, осенние листья на ветру, веселый солнечный дождик наполняют светлой радостью их душу, привязывают к земной жизни. Астеническая душа редко несет в себе такую духовную мощь и размах, какие мы обнаруживаем у шизофренических людей, шизоидов, циклоидов, некоторых психастеников. Вот почему среди гениальных людей, изменивших жизнь человечества, трудно найти людей астенического склада. Астеник и сам не стремится в заоблачные высоты духа, ему там холодно, страшновато и одиноко. Он и в реальной жизни часто боится высоты и одиночества.
По известному выражению П. Тиллиха: «Бытие не только дается, оно требуется». Если человек не проживает свою жизнь в соответствии со своим призванием, то ощущает себя пустым, его мучает экзистенциальная вина за не по-своему прожитую жизнь. Астеникам, как и всем людям, необходимо найти свой смысл жизни. Для этого большинству из них не нужно штудировать философию и теологию, интеллектуально решать «вечные» проблемы — все равно разобраться в этом почти невозможно. По интересному выражению С. Моэма на горных вершинах (как и на вершинах духа. — П. В.) чаще увидишь сплошной туман, а не ошеломительное зрелище /34, с. 33/.
Место астеника там, где нужна душевная чистота и жалостливость, где можно приносить насущную, пусть малую пользу конкретным людям, где необходимы деликатность и добросовестность. Человеческая преданность тем, кого полюбил, — ценная черта астеника. Многие одухотворенные астеники бессознательно чувствуют, что самое дорогое для них в этом грубом мире — теплые души близких людей. Сохранить искорку родной человеческой жизни, сберечь ее — вот главный и вполне достаточный смысл жизни. Все остальное вторично по отношению к нему. Для сложного астеника характерней путь в духовность, чем в конкретную религию. В своем духовном развитии он интуитивно разделяет живое от мертвого, теплое от холодного, тонкое от грубого, ранимое от бесчувственного, доброе от агрессивного, саморазвитие от ограниченного самодовольства.
Бывают ситуации, когда робкие астеники оказываются смелее, чем о них думают. Чаще всего астеник совершает смелый поступок, когда его заедает совесть, и он не в состоянии пройти мимо творящегося зла. В этом одухотворенному астенику помогает его непритязательность: ради правды ему не страшно потерять богатство, карьеру, положение, так как он готов довольствоваться малыми жизненными благами. Важнее сохранить чистоту души и богатство ее переживаний (их нет при «грязной» совести).
Смерти астеник боится больше, чем крупных жизненных неприятностей, так как обычно не чувствует реальности загробной жизни, и тогда земная жизнь — это все, что у него есть. Многим астеникам удается вытеснить страх смерти, но не до конца, подспудно он живет в них и актуализируется при любом серьезном напоминании.
Астеники, богатые романтическим переживанием тонких проявлений жизни, обычно талантливы в лирико-поэтическом духе, реже — в научно-техническом и крайне редко в философском, аналитическом ключе.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Павел Валерьевич Волков.
- Часть I. Характерология. Определение ключевых понятий.
- Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер.
- 1. Краткие общие сведения.
- 2. Ядро характера.
- 1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
- 2. Прямолинейность мышления и чувствования.
- 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
- 4. Тяга к власти.
- 3. Варианты эпилептоидного характера.
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции).
- 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации).
- 6. Семейная и сексуальная жизнь.
- 7. Духовная жизнь.
- 8. Дифференциальный диагноз.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь.
- 10. Учебный материал.
- Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры.
- 1. Краткие общие сведения.
- 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики.
- Глава 2 (а). Истерический характер.
- 1. Ядро характера.
- 1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
- 3. Варианты истерического характера.
- 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 2 (б). Неустойчивый характер.
- 1. Ядро характера.
- 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера.
- 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности.
- 4. Семейная и духовная жизнь.
- 5. Варианты неустойчивого характера.
- 6. Дифференциальный диагноз.
- Глава 2 (в). Ювенильный характер.
- 1. Сущность характера.
- 2. Особенности истерического реагирования.
- 3. Учебный материал.
- Глава 3. Астенический характер.
- 1. Ядро характера.
- 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.
- 3. Варианты астенического характера.
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 4. Психастенический характер.
- 1. Ядро характера.
- 1.Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
- 2. Особенности проявления характера в детстве и юности.
- 3. Варианты психастенического характера.
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер.
- 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера.
- 1.Изначальная (базальная) тревога.
- 2. Педантичность.
- 3. Навязчивости (ананказмы).
- 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника.
- 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи.
- 4. Учебный материал.
- Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер.
- 1. Введение в понятийный контекст.
- 2. Ядро характера.
- 1.Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность, натуральность.
- 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции).
- 4. Варианты циклоидного характера.
- 5. Духовная жизнь.
- 6. Семейная и сексуальная жизнь.
- 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 8. Дифференциальный диагноз.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 10. Учебный материал.
- Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер.
- 1. Ядро характера.
- 1.Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
- 2. Особенности проявлений в детстве и юности.
- 3. Варианты шизоидного характера.
- 4. Семейная и сексуальная жизнь.
- 5. Духовная жизнь.
- 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии).
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 8. Органический характер.
- 1. Сущность характера.
- 1.Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
- 2. Простодушный вариант органического характера.
- 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие».
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции).
- 5. Психотерапия и лечебная педагогика г. Е. Сухаревой.
- 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения.
- 7. Учебный материал.
- Глава 9. Эндокринный характер.
- 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
- 2.Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
- 3.Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
- 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
- 1. Учебный материал.
- Часть II. Основы психиатрии.
- Маниакально-депрессивный психоз.
- 1. Определение ключевых понятий.
- 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии.
- 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте.
- 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным.
- 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека.
- 6. Выявление суицидального больного.
- 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи.
- 8. Учебный материал.
- Эпилепсия.
- 1. Клиническое определение эпилепсии.
- 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grandmal).
- 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний.
- 4. Изменения личности по эпилептическому типу.
- 5. Эпилептические психозы.
- 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве.
- 7. Диагностика и систематика эпилепсии.
- 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии.
- 9. Учебный материал.
- Шизофрения.
- 1. Краткий исторический экскурс.
- 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление».
- 3. Разбор ключевых понятий.
- 4. Описание основных шизофренических синдромов.
- 5. Разбор шизофренических расстройств по е. Блейлеру.
- 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте.
- 7. Отношения в семье больного шизофренией.
- 8. Диагностика шизофрении.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер.
- 11. Учебный материал.
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики.
- Обнаженная правда (пример шизофренического творчества).
- Введение.
- Описание.
- Дифференциальный анализ.
- Заключение.
- Рессентимент, резиньяция и психоз. Введение.
- Феноменология.
- Клинический анализ.
- Психотерапия.
- Аналитический разбор причин госпитализации.
- Заключение.
- Список использованной литературы.