3. Варианты психастенического характера.
Клинические варианты психастеников практически не выделялись. Допустимо различать психастеников по различным «наслоениям» на основное ядро характера.
Психастеники бывают внешне общительными, душевно теплыми, то есть циклоидоподобными. Могут быть шизоидоподобными, и тогда у них есть повышенный интерес к аутистическому творчеству. Они любят доводить свои мысли до логической законченности, по причине сенситивности особенно трудно пускают к себе в душу. Эпилептоидоподобные психастеники внешне напряженны (но без дисфорической окраски) и как бы авторитарны, не просты в своих отношениях с людьми, завистливо-самолюбивы (по причине комплекса неполноценности, а не тяги к власти). Психастеники с ювенильностью отличаются внешней восторженностью, известной спонтанностью, романтическим полетом в душе. Они как бы «пьянеют» от своих тревог и потому поддаются терапии разубеждением труднее других, более рассудочных психастеников. Некоторых психастеников тревожный формализм роднит с ананкастами. Ряд истероподобных психастеников очень любят похвалы и аплодисменты, при этом стесняясь их, оставаясь болезненно самокритичными при неудачах.
Эти разделения по типу подобия условны, так как конкретный психастеник может быть «многоподобным», выявляя свои разные грани в разных ситуациях. Бывают и «хрестоматийные» психастеники, в которых ядро представлено почти в чистом виде, практически без «напластований».
Среди психастеников есть духовные люди с творческими, интересными сомнениями, а есть и примитивные, измучивающие своих родственников этическими сомнениями типа — пять или пятнадцать рублей дать почтальону, принесшему телеграмму.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Павел Валерьевич Волков.
- Часть I. Характерология. Определение ключевых понятий.
- Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер.
- 1. Краткие общие сведения.
- 2. Ядро характера.
- 1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
- 2. Прямолинейность мышления и чувствования.
- 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
- 4. Тяга к власти.
- 3. Варианты эпилептоидного характера.
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции).
- 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации).
- 6. Семейная и сексуальная жизнь.
- 7. Духовная жизнь.
- 8. Дифференциальный диагноз.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь.
- 10. Учебный материал.
- Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры.
- 1. Краткие общие сведения.
- 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики.
- Глава 2 (а). Истерический характер.
- 1. Ядро характера.
- 1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
- 3. Варианты истерического характера.
- 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 2 (б). Неустойчивый характер.
- 1. Ядро характера.
- 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера.
- 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности.
- 4. Семейная и духовная жизнь.
- 5. Варианты неустойчивого характера.
- 6. Дифференциальный диагноз.
- Глава 2 (в). Ювенильный характер.
- 1. Сущность характера.
- 2. Особенности истерического реагирования.
- 3. Учебный материал.
- Глава 3. Астенический характер.
- 1. Ядро характера.
- 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.
- 3. Варианты астенического характера.
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 4. Психастенический характер.
- 1. Ядро характера.
- 1.Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
- 2. Особенности проявления характера в детстве и юности.
- 3. Варианты психастенического характера.
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 5. Семейная и сексуальная жизнь.
- 6. Духовная жизнь.
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер.
- 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера.
- 1.Изначальная (базальная) тревога.
- 2. Педантичность.
- 3. Навязчивости (ананказмы).
- 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника.
- 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи.
- 4. Учебный материал.
- Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер.
- 1. Введение в понятийный контекст.
- 2. Ядро характера.
- 1.Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность, натуральность.
- 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции).
- 4. Варианты циклоидного характера.
- 5. Духовная жизнь.
- 6. Семейная и сексуальная жизнь.
- 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации).
- 8. Дифференциальный диагноз.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 10. Учебный материал.
- Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер.
- 1. Ядро характера.
- 1.Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
- 2. Особенности проявлений в детстве и юности.
- 3. Варианты шизоидного характера.
- 4. Семейная и сексуальная жизнь.
- 5. Духовная жизнь.
- 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии).
- 7. Дифференциальный диагноз.
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 9. Учебный материал.
- Глава 8. Органический характер.
- 1. Сущность характера.
- 1.Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
- 2. Простодушный вариант органического характера.
- 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие».
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции).
- 5. Психотерапия и лечебная педагогика г. Е. Сухаревой.
- 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения.
- 7. Учебный материал.
- Глава 9. Эндокринный характер.
- 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
- 2.Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
- 3.Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
- 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
- 1. Учебный материал.
- Часть II. Основы психиатрии.
- Маниакально-депрессивный психоз.
- 1. Определение ключевых понятий.
- 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии.
- 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте.
- 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным.
- 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека.
- 6. Выявление суицидального больного.
- 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи.
- 8. Учебный материал.
- Эпилепсия.
- 1. Клиническое определение эпилепсии.
- 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grandmal).
- 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний.
- 4. Изменения личности по эпилептическому типу.
- 5. Эпилептические психозы.
- 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве.
- 7. Диагностика и систематика эпилепсии.
- 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии.
- 9. Учебный материал.
- Шизофрения.
- 1. Краткий исторический экскурс.
- 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление».
- 3. Разбор ключевых понятий.
- 4. Описание основных шизофренических синдромов.
- 5. Разбор шизофренических расстройств по е. Блейлеру.
- 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте.
- 7. Отношения в семье больного шизофренией.
- 8. Диагностика шизофрении.
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи.
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер.
- 11. Учебный материал.
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики.
- Обнаженная правда (пример шизофренического творчества).
- Введение.
- Описание.
- Дифференциальный анализ.
- Заключение.
- Рессентимент, резиньяция и психоз. Введение.
- Феноменология.
- Клинический анализ.
- Психотерапия.
- Аналитический разбор причин госпитализации.
- Заключение.
- Список использованной литературы.