15. Стороны общения, их общая характеристика.
Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Я предлагаю характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми
- 1. Понятие общения, его междисциплинарный характер.
- 2. Общение у животных, специфика общения человека.
- 5. Проблема общения в отечественной психологии: идеи в.М. Бехтерева, м.М. Бахтина, л.С. Ананьева, в.Н. Мясищева.
- 6. Развитие представлений об общении как специфическом виде деятельности ( а.А. Бодалев, г.М. Андреева, а.А. Леонтьев, б.Ф. Ломов и другие)
- 7. Социально-психологические функции общения.
- 8. Этапы общения.
- 9. Стадии общения в онтогенезе, выделенные м.И. Лисиной.
- 10. Специфика общения детей со взрослыми и сверстниками на разных этапах возрастного развития.
- 11. Виды общения, различные основания для их классификации (ориентированность, динамика, степень опосредованности общения и т.Д.)
- 12. Уровни общения( по б.М. Ломову, э.Берну, а.Добровичу ), стратегии общения ( по г.А.Ковалеву)
- 13. Сравнение гуманистического, ритуального и манипулятивного общения.
- 14. Манипулятивное общение ( по е.Л.Доценко ).
- 15. Стороны общения, их общая характеристика.
- 16. Особенности общения как обмена информацией.
- 17. Характеристика вербальных средств общения.
- 18. Особенности невербальных средств общения, их классификация.
- 19. Специфика общения как взаимодействия.
- 20. Типы взаимодействия по р. Бейлсу.
- 21. Проксемика и ее основные результаты.
- 22. Понятие о личном влиянии. Типы личного влияния в общении, психологические средства влияния ( по е.В.Сидоренко ).
- 23. Характеристика общения как процесса восприятия и понимания других людей.
- 24. Механизмы понимания других людей.
- 25. Понятие самопрезентации, стратегии самопрезентации по э.Джонс и т.Питман.
- 26. Сущность социальных стереотипов, их роль в общении.
- 27. Основные «эффекты» в межличностном общении.
- 28. Человек как субъект общения.
- 29. Потребности, мотивы и направленность личности в общении.
- 30. Специфика общения в семье ( супружеское, детско-родительское, между братьями и сестрами ).
- 31. Историко-культурные, национальные, религиозные особенности семейных отношений.
- 32. Деформации семейного общения, причины и способы их преодоления.
- 33. Вариативное ( возрастные, гендерные, социальные, культурные и другие особенности ) и инвариантное в общении.
- 34. Различия в стилях, приемах и тактиках общения мужчин и женщин.
- 35. Понятие коммуникативной компетенции.
- 36. Методы изучения личности как субъекта общения.
- 37. Барьеры и затруднения в общении, их функции ( по Парыгину )
- 38. Классификации коммуникативных барьеров по м.С.Миримановой, по Канн-Калику.
- 39. Конфликт как вид затрудненного общения. Структура конфликта, его функции, динамика. Виды конфликтов.
- 40. Стили поведения в конфликте. Принципы и методы управления межличностными конфликтами.
- 41. Одиночество как специфический вид затрудненного общения. Типы одиночества. Причины и последствия одиночества. Возможные способы преодоления одиночества.
- 42. Вклад личностных особенностей партнеров по общению в затруднения в общении.
- 43. Правила, повышающие эффективность общения. Обратная связь как инструмент эффективного общения.
- 44. Характеристика общения при проведении научных исследований.
- 45. Особенности делового общения.
- 46. Особенности общения при оказании психологической помощи.
- 47. Представление об эмпатическом и критическом слушании. Психологические условия реализации диалога по к.Роджерсу.
- 48. Понятие консультативного контакта, его параметры. Особенности общения при телефонном консультировании.
- 49. Характеристика педагогического общения. Ролевые позиции преподавателя психологии по нс.Пряжникову.
- 50. Характеристика Интернет-общения (по а.Г.Асмолову, Цветкову ), его специфика при проведении научных исследований и он-лайн-консультирования