25. Понятие самопрезентации, стратегии самопрезентации по э.Джонс и т.Питман.
Самопрезентация - это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих. Большинство людей осознанно или неосознанно стремятся влиять на процесс формирования впечатления о себе.
В зарубежной психологии одной из центральных проблем изучения самопредъявления является вопрос о стратегиях и тактиках самопредъявления. Интерес к этойпроблеме обусловлен его большой практической значимостью, поскольку каждыйчеловек, с одной стороны, хочет умело владеть этими стратегиями, а с другой стороны, стремится видеть и опознавать их в поведении своих партнеров пообщению. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал,свидетельствующий о влиянии многих социально-психологических и личностных характеристик субъекта самопредъявленияи его партнера, а также обстоятельств их взаимодействия на реализацию разных стратегий и тактик презентации своего образа (1, 5, 7).
Стратегия самопредъявления является совокупностью поведенческих актов личности, разделённых во времени и пространстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих. Тактика самопредъявления – это определённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегия самопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным явлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации.
Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 годусоздали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную нацелях и тактиках, которые используютлюди в общении с окружающими (9). По их мнению, самопрезентация позволяетчеловеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживаявлияние в межличностных отношениях.
1. Стремление понравиться – инграциация.Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.
2. Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.
3. Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным.
4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.
5. Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.
По зарубежным данным на и более распространенными являются первые три стратегии самопредъявления, поскольку они соответствуют социально-одобряемому поведению.
- 1. Понятие общения, его междисциплинарный характер.
- 2. Общение у животных, специфика общения человека.
- 5. Проблема общения в отечественной психологии: идеи в.М. Бехтерева, м.М. Бахтина, л.С. Ананьева, в.Н. Мясищева.
- 6. Развитие представлений об общении как специфическом виде деятельности ( а.А. Бодалев, г.М. Андреева, а.А. Леонтьев, б.Ф. Ломов и другие)
- 7. Социально-психологические функции общения.
- 8. Этапы общения.
- 9. Стадии общения в онтогенезе, выделенные м.И. Лисиной.
- 10. Специфика общения детей со взрослыми и сверстниками на разных этапах возрастного развития.
- 11. Виды общения, различные основания для их классификации (ориентированность, динамика, степень опосредованности общения и т.Д.)
- 12. Уровни общения( по б.М. Ломову, э.Берну, а.Добровичу ), стратегии общения ( по г.А.Ковалеву)
- 13. Сравнение гуманистического, ритуального и манипулятивного общения.
- 14. Манипулятивное общение ( по е.Л.Доценко ).
- 15. Стороны общения, их общая характеристика.
- 16. Особенности общения как обмена информацией.
- 17. Характеристика вербальных средств общения.
- 18. Особенности невербальных средств общения, их классификация.
- 19. Специфика общения как взаимодействия.
- 20. Типы взаимодействия по р. Бейлсу.
- 21. Проксемика и ее основные результаты.
- 22. Понятие о личном влиянии. Типы личного влияния в общении, психологические средства влияния ( по е.В.Сидоренко ).
- 23. Характеристика общения как процесса восприятия и понимания других людей.
- 24. Механизмы понимания других людей.
- 25. Понятие самопрезентации, стратегии самопрезентации по э.Джонс и т.Питман.
- 26. Сущность социальных стереотипов, их роль в общении.
- 27. Основные «эффекты» в межличностном общении.
- 28. Человек как субъект общения.
- 29. Потребности, мотивы и направленность личности в общении.
- 30. Специфика общения в семье ( супружеское, детско-родительское, между братьями и сестрами ).
- 31. Историко-культурные, национальные, религиозные особенности семейных отношений.
- 32. Деформации семейного общения, причины и способы их преодоления.
- 33. Вариативное ( возрастные, гендерные, социальные, культурные и другие особенности ) и инвариантное в общении.
- 34. Различия в стилях, приемах и тактиках общения мужчин и женщин.
- 35. Понятие коммуникативной компетенции.
- 36. Методы изучения личности как субъекта общения.
- 37. Барьеры и затруднения в общении, их функции ( по Парыгину )
- 38. Классификации коммуникативных барьеров по м.С.Миримановой, по Канн-Калику.
- 39. Конфликт как вид затрудненного общения. Структура конфликта, его функции, динамика. Виды конфликтов.
- 40. Стили поведения в конфликте. Принципы и методы управления межличностными конфликтами.
- 41. Одиночество как специфический вид затрудненного общения. Типы одиночества. Причины и последствия одиночества. Возможные способы преодоления одиночества.
- 42. Вклад личностных особенностей партнеров по общению в затруднения в общении.
- 43. Правила, повышающие эффективность общения. Обратная связь как инструмент эффективного общения.
- 44. Характеристика общения при проведении научных исследований.
- 45. Особенности делового общения.
- 46. Особенности общения при оказании психологической помощи.
- 47. Представление об эмпатическом и критическом слушании. Психологические условия реализации диалога по к.Роджерсу.
- 48. Понятие консультативного контакта, его параметры. Особенности общения при телефонном консультировании.
- 49. Характеристика педагогического общения. Ролевые позиции преподавателя психологии по нс.Пряжникову.
- 50. Характеристика Интернет-общения (по а.Г.Асмолову, Цветкову ), его специфика при проведении научных исследований и он-лайн-консультирования