7. Социально-психологические функции общения.
Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.
Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.
Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.
Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.
Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.
Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состояние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)
Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.
Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.
Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.
К основным условиям эффективности внушения относят:
авторитетность источника информации;
доверие к нему;
отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.
Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.
Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:
— при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмоций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);
— процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;
— внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др.
Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.
Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.
Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:
— содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
— убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
— убеждение является последовательным и доказательным;
— убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;
— убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
— убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.
Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.
При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение —' преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.
Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.
Различают несколько видов подражания:
— логическое и внелогическое;
— внутреннее и внешнее;
— подражание-мода и подражание-обычай.
Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:
— подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
— низшие по социальной лестнице подражают высшим.
Установлены три способа подражания:
— когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;
— когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;
— когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.
Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.
Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.
Мода выполняет следующие функции:
— коммуникативную (общения);
— интерактивную (согласования, взаимодействия);
— компенсаторную (психологической защиты индивида).
- 1. Понятие общения, его междисциплинарный характер.
- 2. Общение у животных, специфика общения человека.
- 5. Проблема общения в отечественной психологии: идеи в.М. Бехтерева, м.М. Бахтина, л.С. Ананьева, в.Н. Мясищева.
- 6. Развитие представлений об общении как специфическом виде деятельности ( а.А. Бодалев, г.М. Андреева, а.А. Леонтьев, б.Ф. Ломов и другие)
- 7. Социально-психологические функции общения.
- 8. Этапы общения.
- 9. Стадии общения в онтогенезе, выделенные м.И. Лисиной.
- 10. Специфика общения детей со взрослыми и сверстниками на разных этапах возрастного развития.
- 11. Виды общения, различные основания для их классификации (ориентированность, динамика, степень опосредованности общения и т.Д.)
- 12. Уровни общения( по б.М. Ломову, э.Берну, а.Добровичу ), стратегии общения ( по г.А.Ковалеву)
- 13. Сравнение гуманистического, ритуального и манипулятивного общения.
- 14. Манипулятивное общение ( по е.Л.Доценко ).
- 15. Стороны общения, их общая характеристика.
- 16. Особенности общения как обмена информацией.
- 17. Характеристика вербальных средств общения.
- 18. Особенности невербальных средств общения, их классификация.
- 19. Специфика общения как взаимодействия.
- 20. Типы взаимодействия по р. Бейлсу.
- 21. Проксемика и ее основные результаты.
- 22. Понятие о личном влиянии. Типы личного влияния в общении, психологические средства влияния ( по е.В.Сидоренко ).
- 23. Характеристика общения как процесса восприятия и понимания других людей.
- 24. Механизмы понимания других людей.
- 25. Понятие самопрезентации, стратегии самопрезентации по э.Джонс и т.Питман.
- 26. Сущность социальных стереотипов, их роль в общении.
- 27. Основные «эффекты» в межличностном общении.
- 28. Человек как субъект общения.
- 29. Потребности, мотивы и направленность личности в общении.
- 30. Специфика общения в семье ( супружеское, детско-родительское, между братьями и сестрами ).
- 31. Историко-культурные, национальные, религиозные особенности семейных отношений.
- 32. Деформации семейного общения, причины и способы их преодоления.
- 33. Вариативное ( возрастные, гендерные, социальные, культурные и другие особенности ) и инвариантное в общении.
- 34. Различия в стилях, приемах и тактиках общения мужчин и женщин.
- 35. Понятие коммуникативной компетенции.
- 36. Методы изучения личности как субъекта общения.
- 37. Барьеры и затруднения в общении, их функции ( по Парыгину )
- 38. Классификации коммуникативных барьеров по м.С.Миримановой, по Канн-Калику.
- 39. Конфликт как вид затрудненного общения. Структура конфликта, его функции, динамика. Виды конфликтов.
- 40. Стили поведения в конфликте. Принципы и методы управления межличностными конфликтами.
- 41. Одиночество как специфический вид затрудненного общения. Типы одиночества. Причины и последствия одиночества. Возможные способы преодоления одиночества.
- 42. Вклад личностных особенностей партнеров по общению в затруднения в общении.
- 43. Правила, повышающие эффективность общения. Обратная связь как инструмент эффективного общения.
- 44. Характеристика общения при проведении научных исследований.
- 45. Особенности делового общения.
- 46. Особенности общения при оказании психологической помощи.
- 47. Представление об эмпатическом и критическом слушании. Психологические условия реализации диалога по к.Роджерсу.
- 48. Понятие консультативного контакта, его параметры. Особенности общения при телефонном консультировании.
- 49. Характеристика педагогического общения. Ролевые позиции преподавателя психологии по нс.Пряжникову.
- 50. Характеристика Интернет-общения (по а.Г.Асмолову, Цветкову ), его специфика при проведении научных исследований и он-лайн-консультирования