35. Понятие коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция – это способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Ее ведущим компонентом являются речевые (коммуникативные) умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма.
Лингвистическая, или языковая компетенция – это совокупность речевых умений (4 вида речевой деятельности) и языковых знаний и навыков их использования (фонетические, лексические и грамматические навыки). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.
Термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» встречаются все чаще и нередко употребляются без различения смысла меду ними. Между тем, они существенно различаются между собой. Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи N. Chomsky о лингвистической компетенции – ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. Идея оказалась привлекательной для ученых, работающих в области языкового тестирования, поскольку лингвистическую компетенцию можно было достаточно точно измерять (тестировать) с помощью имеющихся средств педагогических измерений (тестов). Поскольку лингвистическая компетенция существенно ограничивала объект языкового тестирования в условиях коммуникативного обучения языку, возникли идеи расширения этого конструкта, который был назван «коммуникативная компетенция».
Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. При всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции, наиболее общими компонентами являются:
• лингвистический (лексика, грамматика, фонетика, орфография),
• дискурсивный (построение устных и письменных текстов),
• прагматический (успешное достижение коммуникативной цели),
• стратегический (преодоление трудностей коммуникации).
• социокультурный (соответствие социокультурным нормам).
Все компоненты коммуникативной компетенции могут быть измерены с помощью тестирования и объективно оценены (наименее разработанным пока еще остается тестирование социокультурной компетенции учащихся).В отличие от коммуникативной компетенции, коммуникативная компетентность определяется в современной науке как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Этот ресурс включает не только компоненты, измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные составляющие.
- 1. Понятие общения, его междисциплинарный характер.
- 2. Общение у животных, специфика общения человека.
- 5. Проблема общения в отечественной психологии: идеи в.М. Бехтерева, м.М. Бахтина, л.С. Ананьева, в.Н. Мясищева.
- 6. Развитие представлений об общении как специфическом виде деятельности ( а.А. Бодалев, г.М. Андреева, а.А. Леонтьев, б.Ф. Ломов и другие)
- 7. Социально-психологические функции общения.
- 8. Этапы общения.
- 9. Стадии общения в онтогенезе, выделенные м.И. Лисиной.
- 10. Специфика общения детей со взрослыми и сверстниками на разных этапах возрастного развития.
- 11. Виды общения, различные основания для их классификации (ориентированность, динамика, степень опосредованности общения и т.Д.)
- 12. Уровни общения( по б.М. Ломову, э.Берну, а.Добровичу ), стратегии общения ( по г.А.Ковалеву)
- 13. Сравнение гуманистического, ритуального и манипулятивного общения.
- 14. Манипулятивное общение ( по е.Л.Доценко ).
- 15. Стороны общения, их общая характеристика.
- 16. Особенности общения как обмена информацией.
- 17. Характеристика вербальных средств общения.
- 18. Особенности невербальных средств общения, их классификация.
- 19. Специфика общения как взаимодействия.
- 20. Типы взаимодействия по р. Бейлсу.
- 21. Проксемика и ее основные результаты.
- 22. Понятие о личном влиянии. Типы личного влияния в общении, психологические средства влияния ( по е.В.Сидоренко ).
- 23. Характеристика общения как процесса восприятия и понимания других людей.
- 24. Механизмы понимания других людей.
- 25. Понятие самопрезентации, стратегии самопрезентации по э.Джонс и т.Питман.
- 26. Сущность социальных стереотипов, их роль в общении.
- 27. Основные «эффекты» в межличностном общении.
- 28. Человек как субъект общения.
- 29. Потребности, мотивы и направленность личности в общении.
- 30. Специфика общения в семье ( супружеское, детско-родительское, между братьями и сестрами ).
- 31. Историко-культурные, национальные, религиозные особенности семейных отношений.
- 32. Деформации семейного общения, причины и способы их преодоления.
- 33. Вариативное ( возрастные, гендерные, социальные, культурные и другие особенности ) и инвариантное в общении.
- 34. Различия в стилях, приемах и тактиках общения мужчин и женщин.
- 35. Понятие коммуникативной компетенции.
- 36. Методы изучения личности как субъекта общения.
- 37. Барьеры и затруднения в общении, их функции ( по Парыгину )
- 38. Классификации коммуникативных барьеров по м.С.Миримановой, по Канн-Калику.
- 39. Конфликт как вид затрудненного общения. Структура конфликта, его функции, динамика. Виды конфликтов.
- 40. Стили поведения в конфликте. Принципы и методы управления межличностными конфликтами.
- 41. Одиночество как специфический вид затрудненного общения. Типы одиночества. Причины и последствия одиночества. Возможные способы преодоления одиночества.
- 42. Вклад личностных особенностей партнеров по общению в затруднения в общении.
- 43. Правила, повышающие эффективность общения. Обратная связь как инструмент эффективного общения.
- 44. Характеристика общения при проведении научных исследований.
- 45. Особенности делового общения.
- 46. Особенности общения при оказании психологической помощи.
- 47. Представление об эмпатическом и критическом слушании. Психологические условия реализации диалога по к.Роджерсу.
- 48. Понятие консультативного контакта, его параметры. Особенности общения при телефонном консультировании.
- 49. Характеристика педагогического общения. Ролевые позиции преподавателя психологии по нс.Пряжникову.
- 50. Характеристика Интернет-общения (по а.Г.Асмолову, Цветкову ), его специфика при проведении научных исследований и он-лайн-консультирования