16. Особенности общения как обмена информацией.
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместнойдеятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.
При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:
1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как приём ее другой системой, так как в отличие от простого «движение информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание в совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предлагает активность также и в своем партнёре. Направляя ему информацию необходимо ориентироваться на него, т.е. анализировать его цели, мотивы и т.д., «обращаться» к нему.
По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.
2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется тем, на сколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.
3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения.
4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.
При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». Этот термин позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемником информации, т.е. отдельным людям; б) ретиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множество вероятных адресатов
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.
- 1. Понятие общения, его междисциплинарный характер.
- 2. Общение у животных, специфика общения человека.
- 5. Проблема общения в отечественной психологии: идеи в.М. Бехтерева, м.М. Бахтина, л.С. Ананьева, в.Н. Мясищева.
- 6. Развитие представлений об общении как специфическом виде деятельности ( а.А. Бодалев, г.М. Андреева, а.А. Леонтьев, б.Ф. Ломов и другие)
- 7. Социально-психологические функции общения.
- 8. Этапы общения.
- 9. Стадии общения в онтогенезе, выделенные м.И. Лисиной.
- 10. Специфика общения детей со взрослыми и сверстниками на разных этапах возрастного развития.
- 11. Виды общения, различные основания для их классификации (ориентированность, динамика, степень опосредованности общения и т.Д.)
- 12. Уровни общения( по б.М. Ломову, э.Берну, а.Добровичу ), стратегии общения ( по г.А.Ковалеву)
- 13. Сравнение гуманистического, ритуального и манипулятивного общения.
- 14. Манипулятивное общение ( по е.Л.Доценко ).
- 15. Стороны общения, их общая характеристика.
- 16. Особенности общения как обмена информацией.
- 17. Характеристика вербальных средств общения.
- 18. Особенности невербальных средств общения, их классификация.
- 19. Специфика общения как взаимодействия.
- 20. Типы взаимодействия по р. Бейлсу.
- 21. Проксемика и ее основные результаты.
- 22. Понятие о личном влиянии. Типы личного влияния в общении, психологические средства влияния ( по е.В.Сидоренко ).
- 23. Характеристика общения как процесса восприятия и понимания других людей.
- 24. Механизмы понимания других людей.
- 25. Понятие самопрезентации, стратегии самопрезентации по э.Джонс и т.Питман.
- 26. Сущность социальных стереотипов, их роль в общении.
- 27. Основные «эффекты» в межличностном общении.
- 28. Человек как субъект общения.
- 29. Потребности, мотивы и направленность личности в общении.
- 30. Специфика общения в семье ( супружеское, детско-родительское, между братьями и сестрами ).
- 31. Историко-культурные, национальные, религиозные особенности семейных отношений.
- 32. Деформации семейного общения, причины и способы их преодоления.
- 33. Вариативное ( возрастные, гендерные, социальные, культурные и другие особенности ) и инвариантное в общении.
- 34. Различия в стилях, приемах и тактиках общения мужчин и женщин.
- 35. Понятие коммуникативной компетенции.
- 36. Методы изучения личности как субъекта общения.
- 37. Барьеры и затруднения в общении, их функции ( по Парыгину )
- 38. Классификации коммуникативных барьеров по м.С.Миримановой, по Канн-Калику.
- 39. Конфликт как вид затрудненного общения. Структура конфликта, его функции, динамика. Виды конфликтов.
- 40. Стили поведения в конфликте. Принципы и методы управления межличностными конфликтами.
- 41. Одиночество как специфический вид затрудненного общения. Типы одиночества. Причины и последствия одиночества. Возможные способы преодоления одиночества.
- 42. Вклад личностных особенностей партнеров по общению в затруднения в общении.
- 43. Правила, повышающие эффективность общения. Обратная связь как инструмент эффективного общения.
- 44. Характеристика общения при проведении научных исследований.
- 45. Особенности делового общения.
- 46. Особенности общения при оказании психологической помощи.
- 47. Представление об эмпатическом и критическом слушании. Психологические условия реализации диалога по к.Роджерсу.
- 48. Понятие консультативного контакта, его параметры. Особенности общения при телефонном консультировании.
- 49. Характеристика педагогического общения. Ролевые позиции преподавателя психологии по нс.Пряжникову.
- 50. Характеристика Интернет-общения (по а.Г.Асмолову, Цветкову ), его специфика при проведении научных исследований и он-лайн-консультирования