logo
Психология общения

30. Специфика общения в семье ( супружеское, детско-родительское, между братьями и сестрами ).

Супружеская подсистема имеет важное значение в жизни ребенка. Она открывает ему модель интимных взаимоотношений в повседневных контактах. Эта модель на бессознательном уровне усваивается ребенком, формирует эмоциональную установку на построение в дальнейшем своих отношений в браке, а также выхолит за пределы семьи при взаимодействиях ребенка с внешним миром. Особенность супружеских отношений сказывается на выполнении супругами своих родительских обязанностей. П. К. Кериг считает, что родители, удовлетворенные своим супружеством, выражают больше теплоты к детям, что вызывает привязанность и теплоту со стороны ребенка.

проблемы ребенка являются следствием проблем взрослых в семье, к примеру, личностных проблем родителей, супружеских отношений в семье и т.д.

Т.е. личность ребенка формируется под влиянием стиля отношения родителей к ребенку. Стиль родительского отношения зависит от семейных и социокультурных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и от особенностей личности самого взрослого. Каждый член семьи играет специфическую роль в интеракциях с другими ее членами. Отдельный член семьи может союзничать лишь с некоторыми родственниками, а не со всеми. Сеть взаимоотношений внутри семьи это главный фактор, влияющий на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие ребенка. Существует множество различных вариантов структуры семьи. Д. Леви предлагает следующую структуру: «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и детей; «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз (супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений); «смешанная семья» (образовавшаяся вследствие брака разведенных родителей); «семья родителя-одиночки» (одна мать или один отец)»

Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений ро­дителей на поведение ребёнка внёсла Л. Беньямин 1974.Ее модель взаимоотношений в диаде «родитель–ребёнок» позволяет не только охарактеризовать поведение каждого из них, но и учитывать имеющийся тип взаимоотношений. Согласно этой модели, связь между поведением родителей и поведением ребёнка не однозначна: ребёнок может реагировать на одно и то же поведение родителей двумя способами. Он может отвечать на родительское поведение «дополнительно» не ини­циативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование, а «защитно», например, в ответ на отвержение может пытаться вести себя с родителями так, как будто его любят и к нему внимательны, и тем самым как бы приглашать родителей изменить их поведение по отношению к нему.

Следуя логике этой модели, можно предположить что ребёнок, вырастая, начнет вести себя по отношению к другим людям так же, как родители вели себя по отношению к нему. Родительские установки или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, эмоционального родительского отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем и способы поведения с ним.

между обычными братьями и сестрами, у которых существует разница в возрасте, отличия и искать не нужно - они очевидны, то у близнецов они скорее навязаны родителями или родственниками. У настоящих и ненастоящих однополых близнецов практически никогда не бывает одинаковых характеров. Происходит это потому, что взаимодействие с родителями устанавливается у каждого из них на своих основаниях - близость или удаленность, соучастие или равноправное открытие, - вот и личности строятся соответственно разные.

Когда близнецы разнополые, родители свое отношение к ним выстраивают по-разному. Множество наблюдений подтвердили, что за девочками и мальчиками ухаживают по-разному, их по-разному воспитывают, по-разному ласкают. Разные окружающие условия, одежда и игрушки только усиливают различие характеров, и дети соответственно растут людьми с разными характерами, настолько же отдаленными друг от друга, как братья и сестры, которых разделяют годы.