4. Симптом "тревоги и депрессии".
Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные • энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом "тревоги и депрессии", – пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
ФАЗА "РЕЗИСТЕНЦИИ"
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
Несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке(подчеркиваем это обстоятельство) подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:
- если не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций не снижает "вхождение" в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов;
- если не настораживает и не отталкивает партнера;
- если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию. Например, профессионал; когда требуется, способен отнестись к партеру подчеркнуто вежливо, внимательно, с искренним сочувствием.
Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно "экономит" на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип "хочу или не хочу": сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.
Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.
- Глава 1. Теоретические основы синдрома «эмоционального выгорания».
- Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников овд.
- Глава 1. Теоретические основы изучения синдрома «эмоционального выгорания».
- 1.1. История изучения синдрома эмоционального выгорания.
- 1.2. Понятие синдрома эмоционального выгорания и факторы, его обуславливающие.
- 1.3. Профессиональная деформация сотрудников овд.
- 4. Модели и методы измерения эмоционального выгорания.
- Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение синдрома эмоционального выгорания.
- 2.1. Программа исследования.
- 1. Симптом переживания психотравмирующих
- 2. Симптом «неудовлетворенности собой».
- 3. Симптом "загнанности в клетку".
- 4. Симптом "тревоги и депрессии".
- 2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
- 4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».
- 1. Симптом «эмоционального дефицита».
- 2. Симптом «эмоциональной отстраненности».
- 3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».
- 4. Симптом -психосоматических и психовегетативных нарушений».
- 2.2. Анализ результатов и выводы.
- 2.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания.