Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников овд.
2.1. Программа исследования.
2.2. Анализ результатов исследования и выводы.
2.3. Профилактика эмоционального выгорания.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Ведение.
Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям. Подобные специфические изменения в личности определяются содержанием, организацией и условиями осуществления деятельности, развиваются постепенно, со временем закрепляются и, в итоге, превращаются в относительно устойчивые психологические характеристики личности и являются признаками профессиональной деформации.
Специфика самой правоохранительной деятельности, сложность условий ее осуществления, психоэмоциональные и физические перегрузки благоприятствуют сравнительно быстрому развитию профессиональной деформации личности сотрудника ОВД. Несомненно, внутриличностные изменения, происходящие с человеком, отражаются на его поступках, стиле общения, предпочтениях, поведении в целом на службе и в быту.1
Актуальность работы: тема дипломной работы, посвящённая диагностике эмоционального выгорания, актуальна, так как многие сталкиваются с проблемой спада активности в работе. Стремление к повышению в должности, не всегда правильно организованная работа с коллективом и клиентами, забирающая больше сил и времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности. И люди начинают перегорать как лампочки. И тогда наступает состояние эмоционального, психического, и
1Беребин М. А. «Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ.» Автореф. канд. дисс, СПб 1996.
физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. Люди, находящиеся в постоянном стрессе, тревоге, не могут положительно взаимодействовать с коллегами и клиентами. Проблема исследования эмоционального выгорания является востребованной и необходимой для дальнейшего исследования.
Обозначенная нами проблема и её актуальность определили предмет, объект, цели, задачи и гипотезу исследования.
Объект: социально-психологические особенности профессиональной деформации сотрудников ОВД.
Предмет: социально-психологические особенности эмоционального выгорания сотрудников ОВД.
Цели: определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников ОВД, изучить их личностные особенности, а также выработать рекомендации по профилактике профессиональной деформации.
Задачи:
-изучить теоретический материал по теме;
-подобрать методики для проведения эмпирического исследования;
-провести диагностику эмоционального выгорания;
-обработать полученные данные;
-сделать выводы.
-описать методы профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели, задач и подтверждения гипотезы в работе были применены следующие средства:
Методы: опрос, беседа, анализ документов.
Методики: опросник для выявления степени эмоционального выгорания В. В. Бойко, опросник для выявления степени профессионального выгорания Маслача и Джексона, шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации, восьмицветовой тест Люшера.
Гипотеза: сотрудники, работающие в ОВД более 3 лет подвержены синдрому эмоционального выгорания, на возникновение которого влияют не только стаж и условия работы, но и личностные особенности сотрудников.
Положения, выносимые на защиту:
1. На формирование эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные факторы, так и организационные.
2. Эмоциональному выгоранию в первую очередь подвержены сотрудники, имеющие такие индивидуально-психологические особенности, как эмоциональная ригидность, отсутствие самокритики, неустойчивость эмоций и неуверенность в себе.
3. Такие личностные особенности, как эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и нешаблонность мышления, являются факторами, препятствующими возникновению эмоционального выгорания.
4. Тщательный отбор сотрудников ОВД и их целенаправленная подготовка к службе в органах правопорядка позволяют минимизировать проявления профессиональной деформации.
- Глава 1. Теоретические основы синдрома «эмоционального выгорания».
- Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников овд.
- Глава 1. Теоретические основы изучения синдрома «эмоционального выгорания».
- 1.1. История изучения синдрома эмоционального выгорания.
- 1.2. Понятие синдрома эмоционального выгорания и факторы, его обуславливающие.
- 1.3. Профессиональная деформация сотрудников овд.
- 4. Модели и методы измерения эмоционального выгорания.
- Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение синдрома эмоционального выгорания.
- 2.1. Программа исследования.
- 1. Симптом переживания психотравмирующих
- 2. Симптом «неудовлетворенности собой».
- 3. Симптом "загнанности в клетку".
- 4. Симптом "тревоги и депрессии".
- 2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
- 4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».
- 1. Симптом «эмоционального дефицита».
- 2. Симптом «эмоциональной отстраненности».
- 3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».
- 4. Симптом -психосоматических и психовегетативных нарушений».
- 2.2. Анализ результатов и выводы.
- 2.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания.