4. Симптом -психосоматических и психовегетативных нарушений».
Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – "выгорание" -самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.
По количеству полученных баллов по каждому симптому можно говорить о его степени выраженности: не сложившийся симптом, складывающийся симптом или уже сложившийся симптом.
Находится общий итоговый показатель по сумме баллов по всем двенадцати симптомам. Этот показатель может говорить об отсутствии «выгорания», о начинающемся «выгорании» либо о имеющемся «выгорании». Эта методика дает подробную картину синдрома.
В соответствие с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
1) Определяются сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»
2) Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования «выгорания»
3) Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12 симптомов.
Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности симптомов колеблется в пределах от 0 до 30 баллов.
Симптомы.
9 и менее баллов – не сложившийся симптом.
10-15 баллов – складывающийся симптом.
16 и более – сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.
Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том,
что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям можно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени.
36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.1
Опросник «Профессиональное выгорание».
Следующей выбранной нами методикой является опросник по выявлению степени профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона. На наш взгляд, конструктивным представляется изучение динамики процесса выгорания с опорой на трехкомпонентную модель Маслач и Джексон. Остановимся подробнее на данном подходе.
Согласно ему, при рассмотрении динамики выгорания необходим учет как минимум трех факторов: эмоционального истощения, деперсонализации, редукции персональных достижений. При этом отмечается, что вклад каждого из них различен. Так, исключение фактора «редукция персональных достижений» сближает синдром выгорания с депрессией. При классической же трехфакторной оценке выгорания депрессивные переживания занимают свое место, независимое от самооценки «персональных достижений».
Большие значения по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации соответствуют высокой степени выгорания, а по шкале «персональных достижений» — наоборот: низкие значения свидетельствуют о высоком уровне выгорания. Соответственно чем ниже человек оценивает свои возможности и эффективность, чем меньше творчески он включен в достижение результата, тем больше степень выгорания.
При анализе индивидуальных показателей по шкале «редукция персональных достижений» следует учитывать возраст и этап становления
1Бойко Виктор Васильевич. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М:
Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – 472 с.)
человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой неадекватности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенное усиление напряженности (психологический стресс) в отношении собственных успехов или достижений.
Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания.
Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.
Данная методика была разработана нами на основе модели К. Маслач и С. Джексон. В опроснике содержится 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Состоит он из трех субшкал (эмоциональное истощение, деперсонализация и персональные достижения). Ответы оцениваются по 7-балльной шкале измерений и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «всегда» (6 баллов).
Существуют варианты опросника для разных профессиональных групп. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие — по шкале персональных достижений. Ниже представлены варианты опросника для различных групп профессий и ключ, позволяющий определить персональные характеристики выгорания.
Подсчет осуществляется следующим образом:
Эмоциональное истощение – 54 (макс.)
Деперсонализация – 30 (макс.)
Редукция личных достижений.
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 0-16 17-26 27 и больше
2 0 – 6 7 –12 13 и больше
3 39 и больше 38 – 32 31 - 0 1
Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации.
Предлагаемая методика может быть использована как в целях экспресс-диагностики невротических состояний при психогигиенических и психопрофилактических исследованиях, так и для изучения динамики состояния больных в процессе фармакотерапии и психотерапии в клинике неврозов и неврозоподобных расстройств. Она может также применяться (в комплексе с другими методиками) для оценки уровня невротизации при решении психогигиенических задач.
Экспериментально-психологическая методика «Уровень невротизации» (УН) является медико-психологическим экспресс-диагностическим инструментом для выявления степени выраженности невротизации.
При разработке этой диагностической шкалы использован один из методов теории распознавания образов для построения диагностической шкалы, учитывающей патоморфоз неврозов, происшедший за последние десятилетия.
Опросник рассчитан на лиц в возрасте от 16 лет и старше. Испытуемому предъявляется инструкция в устной или письменной форме, текст опросника и бланк для регистрации ответов.
Время заполнения бланка не ограничивается, однако, испытуемому предлагается отвечать на вопросы по возможности быстро, не обдумывая.
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.
1 Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек—человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2001.
Испытуемый в соответствии с инструкцией фиксирует на регистрационном бланке свои ответы на каждое из 45 утверждений.
Подсчитывается оценка, получаемая испытуемым по шкале неискренности (Л). Этой шкале соответствует каждый 5-й вопрос. Неискренним всегда считается ответ «НЕТ». Оценивание ответов производится традиционным способом (1 или 0) с последующим их суммированием. Максимальное значение по шкале лжи - 10 баллов. Пороговое значение - 5 баллов. В случае превышения порога, т.е. получения 6 баллов и больше, результаты тестирования являются недостоверными.
Каждому из ответов испытуемого на утверждения шкалы невротизации присваивают соответствующий диагностический коэффициент, используя для этой цели бланк с диагностическими коэффициентами, соответствующий полу испытуемого.
Полученный от испытуемого заполненный бланк ответов можно обрабатывать также с помощью специального «ключа». В приложении приводятся заготовки для «ключей» к опроснику УН. На копиях, снятых с этих заготовок, вырезаются свободные клетки, и таким образом изготовляются «ключи». «Ключ», соответствующий полу испытуемого, накладывается на бланк с ответами так, чтобы номера на бланке и на «ключе» совпадали. Соответствующие диагностические коэффициенты находятся при этом. ПОД ответами. Вместо знаков (V), появившихся в прорезях, вписываются оказавшиеся под ними диагностические коэффициенты.
Затем подсчитываются суммы положительных и отрицательных ответов по шкале невротизации (S+) и (S-) и вычисляют их алгебраическую сумму, которая и представляет собой итоговую шкальную оценку:S=(S+) + (S-).
Оценки по шкале невротизации могут принимать значения от -98 до +84-у мужчин и от-103 до +133 -у женщин.
Условно могут быть выделены следующие обобщенные градации итоговых оценок уровня невротизации:
Для мужчин
очень высокий уровень – - 41 балл и меньше;.
высокий уровень– от -21 до -40;.
повышенный уровень– от -11 до -20;.
неопределенный уровень – от -10 до +10;.
пониженный уровень – от + 11 до +20;.
низкий уровень– от +21 до +40;.
очень низкий уровень– + 41 балл и больше;.
Для женщин
очень высокий уровень – - 81 балл и меньше;.
высокий уровень– от -41 до-80;.
повышенный уровень – от - 21 до - 40;.
неопределенный уровень – от - 20 до +10;.
пониженный уровень– от +11 до +40;.
низкий уровень – от +41 до +80;.
очень низкий уровень– +81 балл и больше.
При высоком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине отрицательная оценка) может наблюдаться выраженная эмоциональнаявозбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами. Эгоцентрическая личностная направленность таких лиц проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость и, в конечном итоге, дезадаптированность в общесоциальном плане.
При низком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине положительная оценка) отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость.
С помощью таблиц с учетом пола испытуемого оценивается вероятность (Pneu) наличия у него невротизации, соответственно интервалу, в который попадает значение итоговой шкальной оценки, и дополнительная вероятность отсутствия невротизации (Qneu).
Основными показаниями к применению опросника УН являются массовые скрининговые исследования различных контингентов испытуемых, проводимые в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ, в том числе с использованием современных информационных (компьютерных) технологий, для выявления групп риска психической дезадаптации с последующим более детальным клинико-психологическим обследованием в стационарных или амбулаторных условиях.
Методика также может быть использована при диагностике и оценке уровня степени выраженности невротизации у больных неврозамии неврозоподобными расстройствами. Кроме того, методика УН может быть полезна в клинической работе для уточнения и содержательной квалификации динамики состояния больных в процессе фармакотерапии и психотерапии в клинике неврозов.
К ограничениям опросника УН, можно отнести возраст испытуемого младше 16 лет. Кроме того, использование методики УН, как и других опросников, ограничивается: низкой степенью понимания смысла утверждений опросника (отчетливое снижение интеллекта), острые психотические состояния, а также наличие выраженных установок на симуляцию и диссимуляцию у испытуемого.
Восьмицветовой тест Люшера.
Методика представляет собой набор (таблицу) 8-ми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Тестирование проводится при естественном освещении, на цветовые таблицы не должны падать прямые солнечные лучи. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две—пять минут, предварительно перемешав их, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.
Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется согласно правилам М. Люшера следующим образом: «явное предпочтение» обозначается знаком « + », который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а тот, что расположился на второй, — «цель», к которой стремится испытуемый. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком «X» и указывает на «истинное положение вещей» (ситуацию) и «образ действия», вытекающий из данной ситуации. «Безразличие» (5-я и 6-я позиции) обозначается знаком « = » и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие» (антипатия) — 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак «—», их функциональное значение — «подавленные потребности». Таков классический подход к интерпретации цветового ряда по Люшеру.
Как подтверждает многолетний опыт, тест не просто обрисовывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. В связи с этим методика показала себя как прекрасный инструмент психодиагностического исследования в при решении вопросов профотбора, профориентации, расстановки кадров и психологической совместимости; она нашла широкое применение как дифференциально-диагностический инструмент и в качестве индикатора степени выраженности эмоциональной напряженности, а также при изучении динамики состояния под воздействием психотерапии или медикаментозного лечения.1
1Л. Н. Собчик МЦВ — Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера.Практическое руководство.
- Глава 1. Теоретические основы синдрома «эмоционального выгорания».
- Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников овд.
- Глава 1. Теоретические основы изучения синдрома «эмоционального выгорания».
- 1.1. История изучения синдрома эмоционального выгорания.
- 1.2. Понятие синдрома эмоционального выгорания и факторы, его обуславливающие.
- 1.3. Профессиональная деформация сотрудников овд.
- 4. Модели и методы измерения эмоционального выгорания.
- Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение синдрома эмоционального выгорания.
- 2.1. Программа исследования.
- 1. Симптом переживания психотравмирующих
- 2. Симптом «неудовлетворенности собой».
- 3. Симптом "загнанности в клетку".
- 4. Симптом "тревоги и депрессии".
- 2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
- 4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».
- 1. Симптом «эмоционального дефицита».
- 2. Симптом «эмоциональной отстраненности».
- 3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».
- 4. Симптом -психосоматических и психовегетативных нарушений».
- 2.2. Анализ результатов и выводы.
- 2.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания.