4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
Данный характер описан М. Е. Бурно /45, с. 62-63/. Многие исследователи так или иначе касались этой темы. Следует отметить исследования Р. Крафт-Эбинга, в частности его работу «Половая психопатия», опубликованную в 1886 году, в ряде глав которой затронута вышеизложенная тематика /105/.
В современной отечественной литературе особо хочется выделить исследования И. С. Кона, в частности его книгу «Лунный свет на заре» /106/. Интересующиеся данной тематикой могут выйти с помощью этой книги на обширную литературу по этому вопросу. Такие творцы, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Караваджо, по всей видимости, относятся к людям с эндокринным характером, разным, пока еще не описанным его вариантам.
Полагаю, что грамотные, спокойные и в то же время написанные с научной увлеченностью труды И. С. Кона позволят клиническим характерологам глубже проникнуть в эндокринный характер. И. С. Кон методологически корректно подходит к вопросам гомосексуальности, которая рассматривается им в широком контексте маскулинности и фемининности, любви вообще. Кроме понятия «пола», которых может быть только два, уместно использование более широкого понятия «гендер». Данное понятие отражает и охватывает многообразие сочетаний мужского и женского начал.
Практически важным является следующее указание И. С. Кона: «Самый важный индикатор будущей гомосексуальности ребенка — тендерное несоответствие, которое в некоторых случаях, но далеко не всегда, сочетается с особенностями телосложения и внешности (женственный мальчик и мужеподобная девочка). Многие геи и лесбиянки отмечают, что они с раннего детства отличались от сверстников своего пола: одевались не в ту одежду, любили не те игры, выбирали не тех партнеров и т. д.» /106, с. 333-334/.
Эндокринные люди хотят, чтобы на них смотрели не с точки зрения сексуальных девиаций, а прежде всего с точки зрения того, что формы высокой человеческой любви могут быть различны. Многим из них неприятны исследования узкобиологического свойства, объясняющие и опошляющие их отношения чем-то примитивно конкретным (например, размерами половых органов).
Учебный материал
1. В фильме «Лучше не бывает» один из главных героев Саймон — нежный, добрый, ранимый человек эндокринного характера. Уже с детства он воспринимал женское тело как предмет эстетического любования, а не страсти. Актер талантливо играет Саймона, давая зрителю почувствовать размытость в нем мужского начала. Также интересен фильм А. Холланд «Полное затмение», рассказывающий о взаимоотношениях двух великих поэтов Верлена и Рембо, которые принадлежат к данному характеру.
2. Для того чтобы прикоснуться к творчеству человека с эндокринным характером, обратимся к двум картинам Леонардо да Винчи «Джоконда» и «Бахус». Это особое творчество — не реалистическое и не аутистическое, в нем отражается мозаично-многогранный характер автора.
Оттолкнемся от любопытных рассуждений и наблюдений писателя Ю. Безелянского /107, с. 9-57/. Леонардо, как любой великий художник, рисует не только человека, но и движение его души. В чем же особенность портрета Моны Лизы? Историк искусства Д. Вазари (1511—1574) писал, что «созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». Им же отмечена волшебная натуралистичность картины: «В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса».
Ощущение божественности типично и для аутистического творчества, но там этот эффект создается благодаря сновидности, символичности или иконоподобности изображаемого. Леонардо да Винчи добивается этого иными средствами. Прежде всего своим знаменитым sfumato, что в переводе с итальянского означает мягкий, растворяющийся, неясный, исчезающий. Художник погружает свой изображения в легкий туман. Сфумато как бы стоит между зыбкой воздушностью импрессионистов и аутистической сновидностью.
Леонардо использует трепетное богатство оттенков, парадоксы малозаметных, но отчетливых смешений и наложений, благодаря чему возникает интригующая многосложность, которая одними воспринимается как удивительная тайна, другими — как непонятная странность. У Джоконды нет бровей, слегка сдвинуты пропорции и симметрия в изображении глаз, губ. Левая часть губ нарисована иначе, чем правая. Отсюда становится понятней загадка ее улыбки. Одни считают, что улыбка изысканна и чарующа, другие же — что она ядовита и саркастична. Кто-то видит в улыбке Джоконды улыбку беременной, кто-то улыбку женщины после оргазма, кто-то улыбку страдающей болезнью дауна, кто-то улыбку женщины, готовой расплакаться, — ясно лишь одно, что Мона Лиза не улыбается простой и понятной улыбкой обычной женщины.
Не разрушая цельности образа, Леонардо создал его как бы из разных участков; каждый участок, взаимодействуя с другими, порождает новые выражения. Художник так изобразил Мону Лизу, что зритель становится соучастником рождения образа. Более того, он создал впечатление, что не только зритель изучает Мону Лизу, но и она его. На неподвижном холсте Леонардо удалось отразить движение: выражение лица Джоконды постоянно меняется. Все это создает особое волшебство картины.
Не лишено оснований предположение, что в пропорциях и чертах Джоконды спрятаны отдельные черты юноши. У многих мужчин Мона Лиза не вызывает впечатления земной женщины, и соответственно к ней не рождается то мужское чувство, которое рождается при взгляде на реалистические изображения женщин. Даже «изломанные» женщины Модильяни вызывают мужское чувство чаще (особенно у шизоидов), чем Джоконда. Она же рождает странные или возвышенные чувства. Закончим строчками А. Вертинского:
Почему Вас зовут Джиокондою?
Это как-то не тонко о Вас.
Я в Вас чувствую строгость иконную
От широко расставленных глаз.
В картине «Бахус» мы видим тот же неуловимый трепет сфумато. Бахус как будто парит в воздухе. Картина слишком красива и изящна для того, чтобы быть реалистичной. Ее гармония вбирает в себя неземную воздушность и нежную натуралистичность. Кисти рук Бахуса скорее женские, чем мужские. Да и сам он изображен не как типичный мужчина. На полотнах эндокринных художников (Караваджо, Г. Рени, К.-М. Дюбюф, И. Фландрен, Л. Бакст) редко видишь типичных мужчин или женщин, гораздо чаще они напоминают ангелоподобные существа с размытой сексуальной идентичностью.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Павел Валерьевич Волков
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики
- Часть I. Характерология
- Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер
- 1. Краткие общие сведения
- 2. Ядро характера
- 1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
- 2. Прямолинейность мышления и чувствования.
- 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
- 4. Тяга к власти.
- 3. Варианты эпилептоидного характера
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
- 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
- 6. Семейная и сексуальная жизнь
- 7. Духовная жизнь
- 8. Дифференциальный диагноз
- 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь
- 10. Учебный материал
- Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры
- 1. Краткие общие сведения
- 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики
- Глава 2 (а). Истерический характер
- 1. Ядро характера
- 1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
- 3. Варианты истерического характера
- 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 2 (б). Неустойчивый характер
- 1. Ядро характера
- 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера
- 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности
- 4. Семейная и духовная жизнь
- 5. Варианты неустойчивого характера
- 6. Дифференциальный диагноз
- Глава 2 (в). Ювенильный характер
- 1. Сущность характера
- 2. Особенности истерического реагирования
- 3. Учебный материал
- Глава 3. Астенический характер
- 1. Ядро характера
- 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.
- 3. Варианты астенического характера
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 4. Психастенический характер
- 1. Ядро характера
- 1. Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
- 2. Особенности проявления характера в детстве и юности
- 3. Варианты психастенического характера
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер
- 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера
- 1. Изначальная (базальная) тревога.
- 2. Педантичность.
- 3. Навязчивости (ананказмы).
- 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника
- 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи
- 4. Учебный материал
- Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер
- 1. Введение в понятийный контекст
- 2. Ядро характера
- 1. Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность, натуральность.
- 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции)
- 4. Варианты циклоидного характера
- 5. Духовная жизнь
- 6. Семейная и сексуальная жизнь
- 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 8. Дифференциальный диагноз
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 10. Учебный материал
- Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер
- 1. Ядро характера
- 1. Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
- 2. Особенности проявлений в детстве и юности
- 3. Варианты шизоидного характера
- 4. Семейная и сексуальная жизнь
- 5. Духовная жизнь
- 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии)
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 8. Органический характер
- 1. Сущность характера
- 1. Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
- 2. Простодушный вариант органического характера
- 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие»
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
- 5. Психотерапия и лечебная педагогика г. Е. Сухаревой
- 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения
- 7. Учебный материал
- Глава 9. Эндокринный характер
- 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
- 2. Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
- 3. Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
- 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
- Часть II. Основы психиатрии
- 1. Определение ключевых понятий
- 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии
- 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте
- 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным
- 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека
- 6. Выявление суицидального больного
- 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи
- 8. Учебный материал
- 1. Клиническое определение эпилепсии
- 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal)
- 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний
- 4. Изменения личности по эпилептическому типу
- 5. Эпилептические психозы
- 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве
- 7. Диагностика и систематика эпилепсии
- 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии
- 9. Учебный материал
- 1. Краткий исторический экскурс
- 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление»
- 3. Разбор ключевых понятий
- 4. Описание основных шизофренических синдромов
- 5. Разбор шизофренических расстройств по е. Блейлеру
- 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте
- 7. Отношения в семье больного шизофренией
- 8. Диагностика шизофрении
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер
- 11. Учебный материал
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики