2. Особенности истерического реагирования
В заключение объяснения группы инфантильно-ювенильных характеров хочу подчеркнуть, что понятие истерический характер и истерическое реагирование (невроз, психоз) имеют разное значение. В классическом понимании Э. Кречмера, выраженном в его работе «Об истерии», первая особенность истерического реагирования сводится к возврату к древним, инстинктивным защитным механизмам. Их легко наблюдать у животных. Прежде всего это две универсальные реакции: «двигательная буря» и «мнимая смерть». Пример двигательной бури наблюдается у мухи, попавшей между створок окна. Она яростно бьется, пока не найдет выхода, после чего двигательная буря сразу стихает. «Мнимую смерть» легко увидеть, резко взяв божью коровку в руки; она затихнет, как мертвая. Обе эти реакции относительно целесообразны, так как первая помогает найти выход, а вторая сохранить жизнь, потому что многие хищники брезгуют падалью.
Вторая особенность истерического реагирования по Кречмеру заключается в тенденции поиска выхода из затруднительного положения через уход в истерическую симптоматику — так называемый «дефект совести по отношению к здоровью» и «условная приятность или желательность» болезненного симптома. В своей книге «Об истерии» Кречмер приводит следующий пример. «Если девушке предстоит нежелательное замужество, то у нее две возможности избегнуть его. Она может действовать планомерно, после размышления использовать слабые места своего противника; то энергично сопротивляясь, то разумно отступая, она, наконец, достигнет цели путем разговоров и действий, избирательно направленных, приспособленных к каждому новому повороту в положении. Или же в один прекрасный день она внезапно упадет, станет судорожно биться, дрожать и подергиваться, будет бросаться из стороны в сторону, изгибаться дугой и повторять это до тех пор, пока не освободится от немилого претендента» /26, с. 14/.
У человека «двигательная буря» и «мнимая смерть» в полной мере проявляются при катастрофах, панике. В мягкой форме они встречаются тогда, когда человек не может с помощью разума и воли найти осознанный выход из конфликта, и тогда на помощь приходят древние инстинктивные реакции, нередко помогающие найти выход через «силу слабости», как в приведенном примере Кречмера. Истерическое реагирование свойственно душевно незрелым людям и тем, у кого эмоции берут верх над способностью разума найти рациональный выход из трудного положения. Оно может проявляться истерическим припадком, двигательным параличом, потерей чувствительности рук, ног, глухотой, слепотой, «непонятными» обмороками, тряской тела, ощущением кома в горле и т. д. Такое реагирование часто отмечается у истериков с известной мягкостью, астеничностью, а также у неустойчивых, ювенилов, циклоидов, шизотимов с хрупкой эмоцией, органических психопатов и акцентуантов. Сильным же и стервозным практичным людям истерического характера, несмотря на его название, истерическое реагирование не так уж свойственно. Кречмер даже возражал, чтобы демонстративно-эгоцентрический характер назывался истерическим /26, с. 7/. Однако такое название все-таки закрепилось.
Когда истерическое реагирование проявляется у людей с истерическим характером, то оно отличается особенно выраженной «условной приятностью или желательностью» болезненного симптома и ярким «дефектом совести по отношению к здоровью». У таких людей болезненные расстройства проявляются с цепким «рационализмом» в деле достижения желанной цели. Однако эти люди хуже, чем, например, циклоиды, осознают связь своего душевного конфликта с болезненной симптоматикой, то есть и здесь у них выражен механизм вытеснения.
Стратегия «слабости» имеет свои преимущества перед стратегией рациональности и силы. Если с сильным можно спорить, атаковать его, то слабого приходится беречь — иначе ему будет еще хуже. Сильного можно переубедить или прервать с ним отношения, в то время как «слабый» позволяет только заботиться о себе. Порой с помощью «слабости» можно управлять некоторыми людьми эффективней, чем с помощью властной, «железной» руки. Тот, кто восстал бы против открытой тирании, легко прижимается «к ногтю» беспомощной «слабостью жертвы». Действие такой «слабости» подобно удушающей петле. Те, кто почувствуют жесткий эгоизм подобной истерической «слабости» и попробуют восстать, ощутят, что петля сожмется туже. Поскольку в наше время проявления слабости считаются почти неприличными, люди пользуются ею реже и более скрытым образом, чем в былые времена.
Подробный анализ невротического истерического реагирования представлен исследованием А. М. Свядоща /27, с. 100-168/. В современной западной психиатрии истерическое реагирование описывается как диссоциативные и конверсионные расстройства /28, с. 201-217/.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Павел Валерьевич Волков
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики
- Часть I. Характерология
- Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер
- 1. Краткие общие сведения
- 2. Ядро характера
- 1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
- 2. Прямолинейность мышления и чувствования.
- 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
- 4. Тяга к власти.
- 3. Варианты эпилептоидного характера
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
- 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
- 6. Семейная и сексуальная жизнь
- 7. Духовная жизнь
- 8. Дифференциальный диагноз
- 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь
- 10. Учебный материал
- Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры
- 1. Краткие общие сведения
- 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики
- Глава 2 (а). Истерический характер
- 1. Ядро характера
- 1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
- 3. Варианты истерического характера
- 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 2 (б). Неустойчивый характер
- 1. Ядро характера
- 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера
- 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности
- 4. Семейная и духовная жизнь
- 5. Варианты неустойчивого характера
- 6. Дифференциальный диагноз
- Глава 2 (в). Ювенильный характер
- 1. Сущность характера
- 2. Особенности истерического реагирования
- 3. Учебный материал
- Глава 3. Астенический характер
- 1. Ядро характера
- 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.
- 3. Варианты астенического характера
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 4. Психастенический характер
- 1. Ядро характера
- 1. Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
- 2. Особенности проявления характера в детстве и юности
- 3. Варианты психастенического характера
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер
- 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера
- 1. Изначальная (базальная) тревога.
- 2. Педантичность.
- 3. Навязчивости (ананказмы).
- 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника
- 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи
- 4. Учебный материал
- Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер
- 1. Введение в понятийный контекст
- 2. Ядро характера
- 1. Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность, натуральность.
- 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции)
- 4. Варианты циклоидного характера
- 5. Духовная жизнь
- 6. Семейная и сексуальная жизнь
- 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 8. Дифференциальный диагноз
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 10. Учебный материал
- Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер
- 1. Ядро характера
- 1. Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
- 2. Особенности проявлений в детстве и юности
- 3. Варианты шизоидного характера
- 4. Семейная и сексуальная жизнь
- 5. Духовная жизнь
- 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии)
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 8. Органический характер
- 1. Сущность характера
- 1. Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
- 2. Простодушный вариант органического характера
- 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие»
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
- 5. Психотерапия и лечебная педагогика г. Е. Сухаревой
- 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения
- 7. Учебный материал
- Глава 9. Эндокринный характер
- 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
- 2. Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
- 3. Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
- 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
- Часть II. Основы психиатрии
- 1. Определение ключевых понятий
- 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии
- 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте
- 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным
- 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека
- 6. Выявление суицидального больного
- 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи
- 8. Учебный материал
- 1. Клиническое определение эпилепсии
- 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal)
- 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний
- 4. Изменения личности по эпилептическому типу
- 5. Эпилептические психозы
- 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве
- 7. Диагностика и систематика эпилепсии
- 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии
- 9. Учебный материал
- 1. Краткий исторический экскурс
- 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление»
- 3. Разбор ключевых понятий
- 4. Описание основных шизофренических синдромов
- 5. Разбор шизофренических расстройств по е. Блейлеру
- 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте
- 7. Отношения в семье больного шизофренией
- 8. Диагностика шизофрении
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер
- 11. Учебный материал
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики