1. Введение в понятийный контекст
Главным в данном характере является полнокровная естественность. Понятие «естественность» имеет различные смыслы; необходимо вдуматься в них, чтобы отчетливей разобраться, что имеется в виду под этим понятием в клинической характерологии. Можно выделить три вида естественности.
Естественность с точки зрения социальной. Людям кажется естественным то поведение, которое соответствует нормам и обычаям, принятым в данном обществе. Если поведение человека в какой-то ситуации значительно отклоняется от стандартов, то он воспринимается не своим, чудаком, «пришлым». Многие люди, будучи естественными для себя, остаются в восприятии других манерными, демонстративными, авторитарными, грубыми, то есть не очень приятными и естественными. Правда, в состоянии духовного подъема человек может быть красив и своей манерностью, театральностью, авторитарностью, и тогда ощущение его неестественности блекнет. Часто нам кажутся естественными люди, с которыми нам просто и уютно в общении: с ними мы раскрепощаемся и становимся естественными сами. Для шизоида таким человеком может быть не циклоид, а другой шизоид или мягкий шизофреник, для психастеника — психастеник. Примитивным органикам естественными кажутся подобные им примитивные личности; в этих случаях особенно важно не отличаться и быть «своим в доску». Людям разных субкультур (панки, хиппи, богема и т. д.) естественными кажутся представители их субкультуры. Тем, как люди оценивают друг друга с точки зрения общественных норм и культуральных предпочтений, занимается социология.
Личностная естественность — это стремление быть подлинным, самим собой, следование собственной правде и переживанию, внутреннему ритму и импульсу. Однако не любому импульсу, а лишь тому, который сохраняет нашу целостность и самоуважение. Личностная естественность, невзыскательная к себе, — это раскрепощенность. Кому-то, чтобы почувствовать себя естественно и раскрепощенно, достаточно веселого купания в море, увлеченности какой-либо игрой. В состоянии личностной естественности человек дает разжаться внутренней «пружине» напряженности, позволяет проявляться тому, что в нем рвется к жизни, и ему становится легко и приятно. Личностная естественность, стремящаяся к духовному росту, — самоактуализация. Феномен самоактуализации является предметом пристальной заботы гуманистической психологии /69, 70/. Когда приближаешься к самому себе, «каким тебя задумал Бог, но не осуществили родители» (выражение М. Цветаевой), то возникает ощущение праздничной приподнятости над обыденным самим собой. Это требует внутренней работы, предела которой нет.
Единых канонов личностной естественности нет, так как ее критерии лежат в сфере самосознания, которое у разных людей разное. Для гомосексуалиста быть самим собой означает осознать свою гомосексуальность и реализовать ее, что многими ощущается противоестественным. Преступникам-маньякам личностная естественность представляется как свобода садистски мучить и убивать.
Таким образом, мы видим, что состояние личностной естественности то возникает, то исчезает — в зависимости от обстоятельств жизни, духовной работы над собой, и для каждого человека имеет свои неповторимые проявления.
Вот мы и подошли к принципиальному различию. Естественность циклоида всегда с ним: в любых ситуациях и независимо от духовной работы. Изучением ее занимается клиническая характерология, которая никогда не назовет полнокровно естественными людей не циклоидного характера, особенно шизоидов, даже если они сами себя таковыми ощущают и называют.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Павел Валерьевич Волков
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики
- Часть I. Характерология
- Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер
- 1. Краткие общие сведения
- 2. Ядро характера
- 1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
- 2. Прямолинейность мышления и чувствования.
- 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
- 4. Тяга к власти.
- 3. Варианты эпилептоидного характера
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
- 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
- 6. Семейная и сексуальная жизнь
- 7. Духовная жизнь
- 8. Дифференциальный диагноз
- 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь
- 10. Учебный материал
- Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры
- 1. Краткие общие сведения
- 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики
- Глава 2 (а). Истерический характер
- 1. Ядро характера
- 1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
- 3. Варианты истерического характера
- 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 2 (б). Неустойчивый характер
- 1. Ядро характера
- 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера
- 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности
- 4. Семейная и духовная жизнь
- 5. Варианты неустойчивого характера
- 6. Дифференциальный диагноз
- Глава 2 (в). Ювенильный характер
- 1. Сущность характера
- 2. Особенности истерического реагирования
- 3. Учебный материал
- Глава 3. Астенический характер
- 1. Ядро характера
- 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.
- 3. Варианты астенического характера
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 4. Психастенический характер
- 1. Ядро характера
- 1. Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
- 2. Особенности проявления характера в детстве и юности
- 3. Варианты психастенического характера
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер
- 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера
- 1. Изначальная (базальная) тревога.
- 2. Педантичность.
- 3. Навязчивости (ананказмы).
- 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника
- 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи
- 4. Учебный материал
- Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер
- 1. Введение в понятийный контекст
- 2. Ядро характера
- 1. Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность, натуральность.
- 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции)
- 4. Варианты циклоидного характера
- 5. Духовная жизнь
- 6. Семейная и сексуальная жизнь
- 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 8. Дифференциальный диагноз
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 10. Учебный материал
- Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер
- 1. Ядро характера
- 1. Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
- 2. Особенности проявлений в детстве и юности
- 3. Варианты шизоидного характера
- 4. Семейная и сексуальная жизнь
- 5. Духовная жизнь
- 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии)
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 8. Органический характер
- 1. Сущность характера
- 1. Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
- 2. Простодушный вариант органического характера
- 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие»
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
- 5. Психотерапия и лечебная педагогика г. Е. Сухаревой
- 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения
- 7. Учебный материал
- Глава 9. Эндокринный характер
- 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
- 2. Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
- 3. Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
- 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
- Часть II. Основы психиатрии
- 1. Определение ключевых понятий
- 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии
- 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте
- 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным
- 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека
- 6. Выявление суицидального больного
- 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи
- 8. Учебный материал
- 1. Клиническое определение эпилепсии
- 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal)
- 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний
- 4. Изменения личности по эпилептическому типу
- 5. Эпилептические психозы
- 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве
- 7. Диагностика и систематика эпилепсии
- 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии
- 9. Учебный материал
- 1. Краткий исторический экскурс
- 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление»
- 3. Разбор ключевых понятий
- 4. Описание основных шизофренических синдромов
- 5. Разбор шизофренических расстройств по е. Блейлеру
- 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте
- 7. Отношения в семье больного шизофренией
- 8. Диагностика шизофрении
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер
- 11. Учебный материал
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики