1. Ядро характера
Этот характер будет описан короче предыдущего, так как представляет меньшую трудность при взаимодействии. Ядром неустойчивого характера является душевная незрелость (по типу дисгармонического инфантилизма-ювенилизма) с выступающей на первый план душевной неустойчивостью, легкомыслием. Это проявляется изменчивостью переживаний, интересов, намерений, увлечений, поступков. Таким людям не дается самодисциплина, они редко доводят до конца начатое дело, отвергают длительные, скучные усилия.
Чем же обусловлена эта неустойчивость?
1. Прежде всего слабоволием, точнее, детской структурой воли. Ребенок может проявлять большой напор и настойчивость, когда ему чего-то очень хочется, а также достаточно стойко противостоять тому, чего он не хочет делать в данный момент. Таким образом, у ребенка есть своя воля, но она растворена в его желаниях. Поэтому немецкий психиатр Э. Крепелин подобные проявления не считал за истинную волю /24/.
Под волей он понимал прямо противоположное — способность делать не то, что хочется в данный момент, а то, что нужно, при этом приходится делать и то, что в данный момент совершенно не хочется. Мы видим, что воля является разумным командиром желаний, а не их рабом или страстным исполнителем. У человека неустойчивого характера (особенно психопата), как у ребенка, часто главным командиром является не всегда разумное, но всегда острое желание минуты. Понятно, что человек, малоспособный противостоять желанию минуты, не способен жить по устойчивому плану.
2. Также детская структура воли отражается в отсутствии четкой иерархии, приоритетов мотивов и ценностей, то есть речь идет о бесплановости воли. Главным реальным мотивом поведения таких людей, независимо от того, что они сами говорят по этому поводу, является получение удовольствия (порой тонкого, романтического).
3. Такой человек способен искренне оправдать, даже благородно обосновать любое свое желание, вытесняя все, что этому противоречит. Человек с неустойчивым характером способен «заходиться», терять голову в пламенной вспышке какого-то чувства.
4. Низкая способность сдерживать остроюношеские желания, в том числе сексуальные, приводит к непредсказуемости поведения, различным эксцессам.
5. Легко наступает пресыщение однообразной деятельностью, нужны яркость, разнообразие впечатлений.
6. Повышенная чувственная впечатлительность ведет к желанию перепробовать все, что можно, откликнуться на все «изюминки» жизни — отсюда страсть в детстве к побегам из дому, в более старшем возрасте — к путешествиям, авантюрам.
7. Высокая податливость к внушению и самовнушению. Неустойчивый в отличие от истерического человека, мягок, как воск, малоспособен противостоять влиянию друзей (как хорошему, так и плохому). В отличие от истерика его достаточно легко уговорить на поступок, идущий против его интересов. Неустойчивый отличается юношеской зависимостью от своих приятелей. Ему свойственна широта души, по причине которой он может пренебречь своей выгодой, махнуть рукой на неприятные для себя последствия и сделать то, к чему подталкивают его приятели. Детско-подростковая склонность к имитации приводит к тому, что он набирается разных привычек от того, с кем поведется.
8. Также неустойчивости способствует наплывающая на него по временам легкая тоскливость (хандра), проникнутая романтической разочарованностью от несбывшихся надежд, скуки жизни. В такие периоды ему хочется забыться, и он прибегает к спиртному. В опьянении он еще более неустойчив, вплоть до совершения преступления, обычно в составе какой-то компании.
9. Отсутствие в неустойчивом прочного внутреннего стержня делает его беспомощным перед собственной неустойчивостью и легкомыслием. Иногда он может, гневно сверкнув глазами, решительно отставить стакан, но на следующий день с удовольствием выпьет за компанию со всеми. Бывает, неустойчивый решит «завязать» с бардаком своей жизни, но по свойственному ему легкомыслию забудет о своем решении, и все возвращается на прежние крути. Полубессознательной стихийной защитой от собственной неустойчивости является находящее на него по временам сильное немотивированное упрямство, но оно как пришло, так и ушло, а неустойчивость остается.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Павел Валерьевич Волков
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики
- Часть I. Характерология
- Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер
- 1. Краткие общие сведения
- 2. Ядро характера
- 1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
- 2. Прямолинейность мышления и чувствования.
- 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
- 4. Тяга к власти.
- 3. Варианты эпилептоидного характера
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
- 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
- 6. Семейная и сексуальная жизнь
- 7. Духовная жизнь
- 8. Дифференциальный диагноз
- 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь
- 10. Учебный материал
- Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры
- 1. Краткие общие сведения
- 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики
- Глава 2 (а). Истерический характер
- 1. Ядро характера
- 1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
- 3. Варианты истерического характера
- 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 2 (б). Неустойчивый характер
- 1. Ядро характера
- 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера
- 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности
- 4. Семейная и духовная жизнь
- 5. Варианты неустойчивого характера
- 6. Дифференциальный диагноз
- Глава 2 (в). Ювенильный характер
- 1. Сущность характера
- 2. Особенности истерического реагирования
- 3. Учебный материал
- Глава 3. Астенический характер
- 1. Ядро характера
- 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.
- 3. Варианты астенического характера
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 4. Психастенический характер
- 1. Ядро характера
- 1. Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
- 2. Особенности проявления характера в детстве и юности
- 3. Варианты психастенического характера
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер
- 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера
- 1. Изначальная (базальная) тревога.
- 2. Педантичность.
- 3. Навязчивости (ананказмы).
- 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника
- 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи
- 4. Учебный материал
- Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер
- 1. Введение в понятийный контекст
- 2. Ядро характера
- 1. Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность, натуральность.
- 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции)
- 4. Варианты циклоидного характера
- 5. Духовная жизнь
- 6. Семейная и сексуальная жизнь
- 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 8. Дифференциальный диагноз
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 10. Учебный материал
- Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер
- 1. Ядро характера
- 1. Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
- 2. Особенности проявлений в детстве и юности
- 3. Варианты шизоидного характера
- 4. Семейная и сексуальная жизнь
- 5. Духовная жизнь
- 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии)
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 8. Органический характер
- 1. Сущность характера
- 1. Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
- 2. Простодушный вариант органического характера
- 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие»
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
- 5. Психотерапия и лечебная педагогика г. Е. Сухаревой
- 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения
- 7. Учебный материал
- Глава 9. Эндокринный характер
- 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
- 2. Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
- 3. Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
- 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
- Часть II. Основы психиатрии
- 1. Определение ключевых понятий
- 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии
- 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте
- 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным
- 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека
- 6. Выявление суицидального больного
- 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи
- 8. Учебный материал
- 1. Клиническое определение эпилепсии
- 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal)
- 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний
- 4. Изменения личности по эпилептическому типу
- 5. Эпилептические психозы
- 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве
- 7. Диагностика и систематика эпилепсии
- 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии
- 9. Учебный материал
- 1. Краткий исторический экскурс
- 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление»
- 3. Разбор ключевых понятий
- 4. Описание основных шизофренических синдромов
- 5. Разбор шизофренических расстройств по е. Блейлеру
- 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте
- 7. Отношения в семье больного шизофренией
- 8. Диагностика шизофрении
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер
- 11. Учебный материал
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики