7. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
В отношениях с циклоидом нужно быть готовым к его способности удивлять нас контрастами в калейдоскопе своего настроения. В хорошем настроении циклоид является теплым, жизнелюбивым человеком. Бывает, что циклоид душевно обогреет кого-то, а потом суховато, неприязненно, а порой и грубовато, старается от человека отделаться — самому невмоготу. Человек теряется в догадках о причинах изменившегося отношения, но вот посвежел циклоид и снова ласков и приветлив. Нередко циклоид хочет помочь всем, кто ему симпатичен. Искренне посулит какую-то помощь, затем впадает в депрессию, и все обещанное начинает казаться невыполнимым. И тогда ничего не остается, как скрываться от того, кому пообещал помощь, или грустно объяснять, что ничего не получается. Интересный пример приводит Э. Берн. «Такой человек частенько подшучивает над собой, когда бывает в хорошем настроении. В подобных случаях благоразумно ограничиться вежливой улыбкой, но от смеха воздержаться, потому что в другой раз, когда он будет настроен дурно, каждый смеявшийся будет его раздражать, хотя он сам и вызвал смех своей шуткой» /74, с. 31/.
Иной даже душевно тонкий циклоид, когда «шлея попадает под хвост», становится грубоватым, базарным, кричит и плохо слышит собеседника. Потом, когда придет в себя, и выяснится ко всему прочему, что он был не прав, то циклоид, сгорая от стыда, прячется, как ребенок, от того, с кем был груб, пока не найдет в себе решимости откровенно извиниться.
Нужно помнить, что когда циклоид, особенно излишне эмоциональный, хочет вам помочь, то ему самому очень хочется верить в возможность этого. Эта вера может оказаться поспешной и обмануть его и вас. Разумно, слушая циклоида, строго разделять факты, реальные возможности и его субъективные надежды.
Случается и так, что в последний момент остается лишний билет на интересный концерт. Его дарят циклоиду. Однако зал оказывается меньше, чем ожидали, и приглашение отменяется. Циклоид вроде бы все понял, а как загрустил, так и надулся: «Само собой, куда уж мне ваш концерт понять! Вот и не хотите меня звать». Другая похожая ситуация. На авторском вечере люди аплодируют циклоидному писателю, вручают награду. Все хорошо, все довольны, а он больше всех. Однако вечером, приуныв, он горько мучается тем, что, видимо, настолько бездарен, что ему остается только аплодировать. Наверное, если бы люди верили в его возможности, то честно высказали критику прямо в глаза. Понятно, что в обоих случаях мышлением циклоидов управляло тревожно-депрессивное настроение, мастерски помогающее находить во всем негативный смысл.
Итак, к циклоидным контрастам нужно быть готовым, но бояться их не стоит. Как только настроение циклоида улучшится, он либо сам поймет, что перегибал через край, либо ему это возможно будет показать.
С теми циклоидами, в которых больше спокойной трезвости, можно смело и открыто, разумеется, без оскорблений, спорить по делу. Если ваше мнение для дела лучше, а он делом дорожит, то он согласится с вашей правотой. У подобных циклоидов прекрасно развита компромиссность мышления, они учитывают все реальные факторы, ни одного не вытесняя, и на этой основе интуитивно «выстраивают» интегральную результирующую — это тоже проявление синтонности, полнокровно подробного резонанса на окружающее. Замечательно, когда мэром города становится такой циклоид. Занимаясь высокими политическими решениями, он не гнушается мелких хозяйственных забот. При этом высокое положение не делает его высокомерно-надменным, он остается прост и доступен.
Следует помнить, что некоторым эмоционально бурным циклоидам трудно держать в себе секреты. Они могут честно пообещать сохранить в тайне ваш приватный разговор, но пройдет время, и обещание в их памяти померкнет, зато что-то может спровоцировать на высказывание. Они могут не сдержаться и все рассказать, при этом невольно искажая важные детали.
Существуют и циклоиды с авторитарностью. Обычно она бывает шумной, как, например, у Н. С. Хрущева, стучавшего ботинком по кафедре и пугавшего иностранцев «кузькиной матерью». Однако циклоид не становится истинным фанатиком. Он может «наломать дров», а когда успокоится, то и сам нередко раскаивается. Злая мстительность по мелочам ему не свойственна. Иногда можно для виду поспорить с циклоидом, чтобы он отшумелся-разрядился, а потом уже серьезно поговорить.
Циклоидные женщины нередко болезненно переносят предменструальный период, а климактерические явления могут стать для них тяжелейшим испытанием, особенно для тех, кто отличается пышным пикническим телосложением с буйством вегетатики. «Сухие» телом женщины других характеров переносят климакс гораздо легче. Об этом надо знать родственникам, чтобы быть терпимей.
Для циклоида очень важно общение с людьми. Общаясь с некоторыми циклоидами, ощущаешь себя тысяча первым их знакомым. Некоторые из них без прохождения курсов НЛП прекрасно, по наитию, «присоединяются» к собеседнику, создают атмосферу психологического комфорта в общении. Циклоиды часто предпочитают ту деятельность, где много общения. Циклоидный учитель, даже любя и зная свой предмет, может еще комфортней ощущать себя в роли директора, с головой уходя в хозяйственные заботы, радуясь тому, что удалось что-то «выбить» для школы, как-то ее обустроить. Психастенические или шизоидные учителя, увлеченные своими предметами, даже и не мыслят себя в роли директора.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Павел Валерьевич Волков
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики
- Часть I. Характерология
- Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер
- 1. Краткие общие сведения
- 2. Ядро характера
- 1. Дисфория и сильные влечения и инстинкты.
- 2. Прямолинейность мышления и чувствования.
- 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
- 4. Тяга к власти.
- 3. Варианты эпилептоидного характера
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
- 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
- 6. Семейная и сексуальная жизнь
- 7. Духовная жизнь
- 8. Дифференциальный диагноз
- 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь
- 10. Учебный материал
- Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры
- 1. Краткие общие сведения
- 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики
- Глава 2 (а). Истерический характер
- 1. Ядро характера
- 1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
- 3. Варианты истерического характера
- 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 2 (б). Неустойчивый характер
- 1. Ядро характера
- 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера
- 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности
- 4. Семейная и духовная жизнь
- 5. Варианты неустойчивого характера
- 6. Дифференциальный диагноз
- Глава 2 (в). Ювенильный характер
- 1. Сущность характера
- 2. Особенности истерического реагирования
- 3. Учебный материал
- Глава 3. Астенический характер
- 1. Ядро характера
- 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями.
- 3. Варианты астенического характера
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 4. Психастенический характер
- 1. Ядро характера
- 1. Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением.
- 2. Особенности проявления характера в детстве и юности
- 3. Варианты психастенического характера
- 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 5. Семейная и сексуальная жизнь
- 6. Духовная жизнь
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер
- 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера
- 1. Изначальная (базальная) тревога.
- 2. Педантичность.
- 3. Навязчивости (ананказмы).
- 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника
- 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи
- 4. Учебный материал
- Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер
- 1. Введение в понятийный контекст
- 2. Ядро характера
- 1. Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность, натуральность.
- 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции)
- 4. Варианты циклоидного характера
- 5. Духовная жизнь
- 6. Семейная и сексуальная жизнь
- 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
- 8. Дифференциальный диагноз
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 10. Учебный материал
- Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер
- 1. Ядро характера
- 1. Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии.
- 2. Особенности проявлений в детстве и юности
- 3. Варианты шизоидного характера
- 4. Семейная и сексуальная жизнь
- 5. Духовная жизнь
- 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии)
- 7. Дифференциальный диагноз
- 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 9. Учебный материал
- Глава 8. Органический характер
- 1. Сущность характера
- 1. Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости.
- 2. Простодушный вариант органического характера
- 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие»
- 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
- 5. Психотерапия и лечебная педагогика г. Е. Сухаревой
- 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения
- 7. Учебный материал
- Глава 9. Эндокринный характер
- 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского.
- 2. Аномальность полового чувства (с или без гомосексуальных контактов).
- 3. Тонкая, сложная мозаика характерологических радикалов.
- 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная).
- Часть II. Основы психиатрии
- 1. Определение ключевых понятий
- 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии
- 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте
- 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным
- 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека
- 6. Выявление суицидального больного
- 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи
- 8. Учебный материал
- 1. Клиническое определение эпилепсии
- 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal)
- 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний
- 4. Изменения личности по эпилептическому типу
- 5. Эпилептические психозы
- 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве
- 7. Диагностика и систематика эпилепсии
- 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии
- 9. Учебный материал
- 1. Краткий исторический экскурс
- 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление»
- 3. Разбор ключевых понятий
- 4. Описание основных шизофренических синдромов
- 5. Разбор шизофренических расстройств по е. Блейлеру
- 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте
- 7. Отношения в семье больного шизофренией
- 8. Диагностика шизофрении
- 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер
- 11. Учебный материал
- Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики