77. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-фи-зиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Однако наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут представлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следовательно, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития.
Таким образом, развитие задатков– это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.
Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.
Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут бытьпотенциальными иактуальными.
Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
- Юлия Михайловна Войтина
- 2. Место психологии в системе наук
- 3. История развития психологического знания. Первый этап
- 4. История развития психологического знания. Второй, третий и четвертый этапы
- 5. Психоанализ как одно из направлений в психологии
- 6. Гуманистическое направление в психологии
- 7. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
- 8. История становления отечественной психологии
- 9. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность
- 10. История развития взглядов на психические явления
- 11. Кризис в психологии
- 12. Общая характеристика методов исследования в психологии. Этапы психологического исследования
- 13. Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
- 14. Принципы современной психологии. Методы психологии
- 15. Тестирование как метод в психологии
- 16. Понятие о сознании в психологии
- 17. Понятие о бессознательном. Структура сознания
- 18. Структура деятельности
- 19. Структура личности. Направленность личности
- 20. Требования к психологической теории
- 21. Общие подходы к изучению личности в отечественной психологии
- 22. Концепция личности а.Ф. Лазурского
- 23. Концепция личности в.Н. Мясищева
- 24. Концепция личности а.Г. Ковалева и л.И. Божович
- 25. Концепция личности в.С. Мерлина
- 26. Концепция личности к.К. Платонова
- 27. Концепция личности а.Н. Леонтьева
- 28. Концепция личности с.Л. Рубинштейна
- 29. Концепция личности д.Н. Узнадзе
- 30. Концепция личности в.А. Ядова
- 31. Навык и его характеристики
- 32. Основные виды деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности
- 33. Социализация личности. Формы направленности личности
- 34. Понятие об ощущении. Природа ощущений
- 35. Классификация ощущений. Свойства ощущений
- 36. Характеристика восприятия и его особенности. Восприятие пространства
- 37. Восприятие формы и величины
- 38. Восприятие времени. Восприятие движения
- 39. Общая характеристика процессов памяти. Физиологические теории памяти
- 40. Основные виды памяти
- 41. Образная и словесно-логическая память
- 42. Кратковременная, долговременная и оперативная память
- 43. Основные процессы и механизмы памяти. Объем памяти, точность воспроизведения, длительность
- 44. Запоминание
- 45. Сохранение, воспроизведение, узнавание информации
- 46. Память и ее развитие
- 47. Общая характеристика мышления. Виды мышления
- 48. Общая характеристика воображения
- 49. Основные виды воображения и их краткая характеристика
- 50. Механизмы переработки представлений в воображсаемые образы
- 51. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
- 52. Понятие о внимании
- 53. Физиологические основы внимания
- 54. Основные виды внимания
- 55. Основные характеристики свойств внимания
- 56. Отвлекаемость и рассеянность внимания
- 57. Непроизвольное внимание
- 58. Мышление при решении задач. Определение эмоций в психологии
- 59. Понятие и структура чувств. Классификация чувств
- 60. Формы переживания чувств
- 61. Понятие воли в психологии. Формирование воли
- 62. Основные психологические теории воли
- 63. Структура волевого действия
- 64. Формы общения
- 65. Общение как взаимодействие
- 66. Перцептивная сторона общения. Дружеское общение
- 67. Социальный контроль и социальные нормы в процессе общения. Информационная концепция эмоций
- 68. Понятие группы и ее классификация. Виды групп
- 69. Понятие активности в психологии. Инструментальная основа активности
- 70. Мотивационная основа активности
- 71. Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента
- 72. Типы темперамента
- 73. Понятие о характере
- 74. Понятие о способностях
- 75. Общая характеристика способностей человека
- 76. Классификация способностей
- 77. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки
- 78. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Одаренность, талант и гениальность
- 79. Понятие «интеллект» в психологии
- 80. Общая характеристика представления как психического познавательного процесса
- 81. Виды представлений. Зрительное и слуховое представление
- 82. Виды представлений. Двигательное и пространственное представление
- 83. Виды представлений. Классификация представлений по степени обобщенности
- 84. Индивидуальные особенности представления и его развитие
- 85. Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций
- 86. «Фундаментальные» эмоции
- 87. Понятие об эмоциональном стрессе
- 88. Общее понятие о личности. Биологические концепции
- 89. Понятие о личности в психологии
- 90. Формирование и развитие личности