64. Формы общения
Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово есть не что иное, как обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст.
Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичные формы межличностного общения – анонимное, функционально-ролевое и неформальное, или интимно-семейное. Конечно, эта классификация норм общения условна. Она не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек. Кроме того, все формы общения переплетаются, взаимно дополняют и конкретизируют друг друга.
1. Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и т. п. Люди встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.
2. Формально-ролевое (функционально-ролевое) общение – различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, врач – больной и т. п. Служебные отношения также носят функционально-ролевой характер, причем для них характерна значительная продолжительность во времени. В норме эти отношения имеют большое значение в жизни людей. Участники формально-ролевого общения знают друг друга в большей или меньшей степени – по крайней мере как работников, членов одного коллектива.
3. Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений в качестве сослуживцев, членов каких-либо организаций. Конечно, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты между коллегами во время занятий спортом, проведения досуга и т. п. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи.
В настоящее время в межличностном общении существенно увеличивается удельный вес анонимного и функционально-ролевого общения. Причиной данного явления являются социальные последствия современной научно-технической революции:
– процесс урбанизации;
– перемещение масс людей на новые места жительства;
– интенсификация поездок (отпуск, туризм);
– бурное развитие сферы обслуживания;
– проведение зрелищных мероприятий большого масштаба.
Таким образом, общение – это сложный и многосторонний процесс.
- Юлия Михайловна Войтина
- 2. Место психологии в системе наук
- 3. История развития психологического знания. Первый этап
- 4. История развития психологического знания. Второй, третий и четвертый этапы
- 5. Психоанализ как одно из направлений в психологии
- 6. Гуманистическое направление в психологии
- 7. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
- 8. История становления отечественной психологии
- 9. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность
- 10. История развития взглядов на психические явления
- 11. Кризис в психологии
- 12. Общая характеристика методов исследования в психологии. Этапы психологического исследования
- 13. Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
- 14. Принципы современной психологии. Методы психологии
- 15. Тестирование как метод в психологии
- 16. Понятие о сознании в психологии
- 17. Понятие о бессознательном. Структура сознания
- 18. Структура деятельности
- 19. Структура личности. Направленность личности
- 20. Требования к психологической теории
- 21. Общие подходы к изучению личности в отечественной психологии
- 22. Концепция личности а.Ф. Лазурского
- 23. Концепция личности в.Н. Мясищева
- 24. Концепция личности а.Г. Ковалева и л.И. Божович
- 25. Концепция личности в.С. Мерлина
- 26. Концепция личности к.К. Платонова
- 27. Концепция личности а.Н. Леонтьева
- 28. Концепция личности с.Л. Рубинштейна
- 29. Концепция личности д.Н. Узнадзе
- 30. Концепция личности в.А. Ядова
- 31. Навык и его характеристики
- 32. Основные виды деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности
- 33. Социализация личности. Формы направленности личности
- 34. Понятие об ощущении. Природа ощущений
- 35. Классификация ощущений. Свойства ощущений
- 36. Характеристика восприятия и его особенности. Восприятие пространства
- 37. Восприятие формы и величины
- 38. Восприятие времени. Восприятие движения
- 39. Общая характеристика процессов памяти. Физиологические теории памяти
- 40. Основные виды памяти
- 41. Образная и словесно-логическая память
- 42. Кратковременная, долговременная и оперативная память
- 43. Основные процессы и механизмы памяти. Объем памяти, точность воспроизведения, длительность
- 44. Запоминание
- 45. Сохранение, воспроизведение, узнавание информации
- 46. Память и ее развитие
- 47. Общая характеристика мышления. Виды мышления
- 48. Общая характеристика воображения
- 49. Основные виды воображения и их краткая характеристика
- 50. Механизмы переработки представлений в воображсаемые образы
- 51. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
- 52. Понятие о внимании
- 53. Физиологические основы внимания
- 54. Основные виды внимания
- 55. Основные характеристики свойств внимания
- 56. Отвлекаемость и рассеянность внимания
- 57. Непроизвольное внимание
- 58. Мышление при решении задач. Определение эмоций в психологии
- 59. Понятие и структура чувств. Классификация чувств
- 60. Формы переживания чувств
- 61. Понятие воли в психологии. Формирование воли
- 62. Основные психологические теории воли
- 63. Структура волевого действия
- 64. Формы общения
- 65. Общение как взаимодействие
- 66. Перцептивная сторона общения. Дружеское общение
- 67. Социальный контроль и социальные нормы в процессе общения. Информационная концепция эмоций
- 68. Понятие группы и ее классификация. Виды групп
- 69. Понятие активности в психологии. Инструментальная основа активности
- 70. Мотивационная основа активности
- 71. Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента
- 72. Типы темперамента
- 73. Понятие о характере
- 74. Понятие о способностях
- 75. Общая характеристика способностей человека
- 76. Классификация способностей
- 77. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки
- 78. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Одаренность, талант и гениальность
- 79. Понятие «интеллект» в психологии
- 80. Общая характеристика представления как психического познавательного процесса
- 81. Виды представлений. Зрительное и слуховое представление
- 82. Виды представлений. Двигательное и пространственное представление
- 83. Виды представлений. Классификация представлений по степени обобщенности
- 84. Индивидуальные особенности представления и его развитие
- 85. Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций
- 86. «Фундаментальные» эмоции
- 87. Понятие об эмоциональном стрессе
- 88. Общее понятие о личности. Биологические концепции
- 89. Понятие о личности в психологии
- 90. Формирование и развитие личности