65. Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения– условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для участников деятельности чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», разработать их общий план. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно коллективной, когда носителем ее выступает уже не отдельный индивид, а группа.
В реальной жизни людей связывает бесчисленное множество личных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые из них. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два основных вида: кооперацию и конкуренцию. В первом случае анализируются такие проявления взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности, т. е. являются «позитивными». Во вторую группу попадают взаимодействия, представляющие собой определенного рода препятствия для совместной деятельности.
Кооперация и конкуренция – лишь формы взаимодействия; содержание его и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, в которую включена кооперация или конкуренция. Поэтому необходимо рассматривать их в социальном контексте деятельности (например, созидательный труд или преступление).
Анализ взаимодействий между людьми предполагает выделение определенных форм организации совместной деятельности. Л.И. Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:
– совместно-индивидуальная деятельность – каждый из участников делает свою часть общей работы независимо друг от друга;
– совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником (конвейер);
– совместно взаимодействующая деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (спортивная команда). Кроме форм организации совместной деятельности, необходимо также проследить, как та или иная система взаимодействия связана со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. При этом нужно четко представлять, что система человеческого взаимодействия принципиально отличается от простого распределения обязанностей, функций, которое может существовать и в автоматических системах.
Важным является также вопрос, как осознается каждым из участников его личный вклад в общую деятельность. Именно это осознание помогает личности корректировать свою индивидуальную стратегию взаимодействия.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
- Юлия Михайловна Войтина
- 2. Место психологии в системе наук
- 3. История развития психологического знания. Первый этап
- 4. История развития психологического знания. Второй, третий и четвертый этапы
- 5. Психоанализ как одно из направлений в психологии
- 6. Гуманистическое направление в психологии
- 7. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
- 8. История становления отечественной психологии
- 9. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность
- 10. История развития взглядов на психические явления
- 11. Кризис в психологии
- 12. Общая характеристика методов исследования в психологии. Этапы психологического исследования
- 13. Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
- 14. Принципы современной психологии. Методы психологии
- 15. Тестирование как метод в психологии
- 16. Понятие о сознании в психологии
- 17. Понятие о бессознательном. Структура сознания
- 18. Структура деятельности
- 19. Структура личности. Направленность личности
- 20. Требования к психологической теории
- 21. Общие подходы к изучению личности в отечественной психологии
- 22. Концепция личности а.Ф. Лазурского
- 23. Концепция личности в.Н. Мясищева
- 24. Концепция личности а.Г. Ковалева и л.И. Божович
- 25. Концепция личности в.С. Мерлина
- 26. Концепция личности к.К. Платонова
- 27. Концепция личности а.Н. Леонтьева
- 28. Концепция личности с.Л. Рубинштейна
- 29. Концепция личности д.Н. Узнадзе
- 30. Концепция личности в.А. Ядова
- 31. Навык и его характеристики
- 32. Основные виды деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности
- 33. Социализация личности. Формы направленности личности
- 34. Понятие об ощущении. Природа ощущений
- 35. Классификация ощущений. Свойства ощущений
- 36. Характеристика восприятия и его особенности. Восприятие пространства
- 37. Восприятие формы и величины
- 38. Восприятие времени. Восприятие движения
- 39. Общая характеристика процессов памяти. Физиологические теории памяти
- 40. Основные виды памяти
- 41. Образная и словесно-логическая память
- 42. Кратковременная, долговременная и оперативная память
- 43. Основные процессы и механизмы памяти. Объем памяти, точность воспроизведения, длительность
- 44. Запоминание
- 45. Сохранение, воспроизведение, узнавание информации
- 46. Память и ее развитие
- 47. Общая характеристика мышления. Виды мышления
- 48. Общая характеристика воображения
- 49. Основные виды воображения и их краткая характеристика
- 50. Механизмы переработки представлений в воображсаемые образы
- 51. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
- 52. Понятие о внимании
- 53. Физиологические основы внимания
- 54. Основные виды внимания
- 55. Основные характеристики свойств внимания
- 56. Отвлекаемость и рассеянность внимания
- 57. Непроизвольное внимание
- 58. Мышление при решении задач. Определение эмоций в психологии
- 59. Понятие и структура чувств. Классификация чувств
- 60. Формы переживания чувств
- 61. Понятие воли в психологии. Формирование воли
- 62. Основные психологические теории воли
- 63. Структура волевого действия
- 64. Формы общения
- 65. Общение как взаимодействие
- 66. Перцептивная сторона общения. Дружеское общение
- 67. Социальный контроль и социальные нормы в процессе общения. Информационная концепция эмоций
- 68. Понятие группы и ее классификация. Виды групп
- 69. Понятие активности в психологии. Инструментальная основа активности
- 70. Мотивационная основа активности
- 71. Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента
- 72. Типы темперамента
- 73. Понятие о характере
- 74. Понятие о способностях
- 75. Общая характеристика способностей человека
- 76. Классификация способностей
- 77. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки
- 78. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Одаренность, талант и гениальность
- 79. Понятие «интеллект» в психологии
- 80. Общая характеристика представления как психического познавательного процесса
- 81. Виды представлений. Зрительное и слуховое представление
- 82. Виды представлений. Двигательное и пространственное представление
- 83. Виды представлений. Классификация представлений по степени обобщенности
- 84. Индивидуальные особенности представления и его развитие
- 85. Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций
- 86. «Фундаментальные» эмоции
- 87. Понятие об эмоциональном стрессе
- 88. Общее понятие о личности. Биологические концепции
- 89. Понятие о личности в психологии
- 90. Формирование и развитие личности