32. Основные виды деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности
Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.
Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. Побудителем игры является потребность в активности.
Учение– специфическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение. Оно включает в себя:
– усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса – знание);
– освоение приемов и операций, из которых складываются все виды деятельности (продукт процесса – навыки);
– овладение способами использования знаний в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт процесса – умения). Учение является специфической деятельностью человека. У животных возможно лишь научение.
Труд– свойственная только человеку деятельность с использованием орудий труда, направленная на получение конкретного результата, продукта.
Целью у человека чаще всего является то, что в данный момент отсутствует и должно быть достигнуто в результате деятельности. Цель представлена в мозге образом, динамической моделью будущего результата деятельности. Эта модель результата управляет поведением и деятельностью человека.
Как эта модель складывается в мозге и функционирует, пока достоверно не известно. Но то, что само такое предварительное представление будущих действий и их ожидаемого результата имеет место, не подлежит сомнению. Иначе деятельность была бы невозможна.
Возможность предвидения человеком будущих результатов действий возникает благодаря одной принципиальной особенности окружающего мира – его закономерности. Это означает, что различные явления связаны определенными постоянными связями и отношениями; предметы имеют определенные устойчивые свойства и структуры.
Такие устойчивые (инвариантные) отношения между объектами и явлениями называются существенными свойствами объектов и закономерностями явлений. Именно благодаря наличию существенных и устойчивых свойств и закономерностей человек может предвосхищать «поведение» предметов в определенных условиях, в результате определенных воздействий на них. При этом внешняя, предметная деятельность предваряется внутренней, идеальной деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями над существенными свойствами этих объектов.
Процесс перехода от внешнего (реального) действия к внутреннему(идеальному) называется интериоризацией. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на его органы чувств.
Важнейшим орудием интериоризации является слово, которое выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей. Овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Усваивая слова, человек фактически усваивает опыт всего человечества. Таким образом, внутреннюю, психическую деятельность можно рассматривать как результат интериоризации внешней, предметной деятельности. С другой стороны, внешнюю, предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, т. е. превращение динамической модели результата деятельности в реальную внешнюю деятельность.
- Юлия Михайловна Войтина
- 2. Место психологии в системе наук
- 3. История развития психологического знания. Первый этап
- 4. История развития психологического знания. Второй, третий и четвертый этапы
- 5. Психоанализ как одно из направлений в психологии
- 6. Гуманистическое направление в психологии
- 7. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
- 8. История становления отечественной психологии
- 9. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность
- 10. История развития взглядов на психические явления
- 11. Кризис в психологии
- 12. Общая характеристика методов исследования в психологии. Этапы психологического исследования
- 13. Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
- 14. Принципы современной психологии. Методы психологии
- 15. Тестирование как метод в психологии
- 16. Понятие о сознании в психологии
- 17. Понятие о бессознательном. Структура сознания
- 18. Структура деятельности
- 19. Структура личности. Направленность личности
- 20. Требования к психологической теории
- 21. Общие подходы к изучению личности в отечественной психологии
- 22. Концепция личности а.Ф. Лазурского
- 23. Концепция личности в.Н. Мясищева
- 24. Концепция личности а.Г. Ковалева и л.И. Божович
- 25. Концепция личности в.С. Мерлина
- 26. Концепция личности к.К. Платонова
- 27. Концепция личности а.Н. Леонтьева
- 28. Концепция личности с.Л. Рубинштейна
- 29. Концепция личности д.Н. Узнадзе
- 30. Концепция личности в.А. Ядова
- 31. Навык и его характеристики
- 32. Основные виды деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности
- 33. Социализация личности. Формы направленности личности
- 34. Понятие об ощущении. Природа ощущений
- 35. Классификация ощущений. Свойства ощущений
- 36. Характеристика восприятия и его особенности. Восприятие пространства
- 37. Восприятие формы и величины
- 38. Восприятие времени. Восприятие движения
- 39. Общая характеристика процессов памяти. Физиологические теории памяти
- 40. Основные виды памяти
- 41. Образная и словесно-логическая память
- 42. Кратковременная, долговременная и оперативная память
- 43. Основные процессы и механизмы памяти. Объем памяти, точность воспроизведения, длительность
- 44. Запоминание
- 45. Сохранение, воспроизведение, узнавание информации
- 46. Память и ее развитие
- 47. Общая характеристика мышления. Виды мышления
- 48. Общая характеристика воображения
- 49. Основные виды воображения и их краткая характеристика
- 50. Механизмы переработки представлений в воображсаемые образы
- 51. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
- 52. Понятие о внимании
- 53. Физиологические основы внимания
- 54. Основные виды внимания
- 55. Основные характеристики свойств внимания
- 56. Отвлекаемость и рассеянность внимания
- 57. Непроизвольное внимание
- 58. Мышление при решении задач. Определение эмоций в психологии
- 59. Понятие и структура чувств. Классификация чувств
- 60. Формы переживания чувств
- 61. Понятие воли в психологии. Формирование воли
- 62. Основные психологические теории воли
- 63. Структура волевого действия
- 64. Формы общения
- 65. Общение как взаимодействие
- 66. Перцептивная сторона общения. Дружеское общение
- 67. Социальный контроль и социальные нормы в процессе общения. Информационная концепция эмоций
- 68. Понятие группы и ее классификация. Виды групп
- 69. Понятие активности в психологии. Инструментальная основа активности
- 70. Мотивационная основа активности
- 71. Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента
- 72. Типы темперамента
- 73. Понятие о характере
- 74. Понятие о способностях
- 75. Общая характеристика способностей человека
- 76. Классификация способностей
- 77. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки
- 78. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Одаренность, талант и гениальность
- 79. Понятие «интеллект» в психологии
- 80. Общая характеристика представления как психического познавательного процесса
- 81. Виды представлений. Зрительное и слуховое представление
- 82. Виды представлений. Двигательное и пространственное представление
- 83. Виды представлений. Классификация представлений по степени обобщенности
- 84. Индивидуальные особенности представления и его развитие
- 85. Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций
- 86. «Фундаментальные» эмоции
- 87. Понятие об эмоциональном стрессе
- 88. Общее понятие о личности. Биологические концепции
- 89. Понятие о личности в психологии
- 90. Формирование и развитие личности