69. Понятие активности в психологии. Инструментальная основа активности
«Быть субъектом» – значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире.
Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны его отношений к миру, и реализуется вовне – в процессах поведения.
Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий. Циркуль, кисть, компьютер, слово, сказанное врачом пациенту или учителем ученику, – все это примеры в широком смысле инструментов активности. Органы человеческого тела также относятся к категории таких средств: в конечном счете все операции, осуществляемые вовне, связаны с двигательной активностью самого индивида.
Едва ли можно переоценить важность процесса овладения средствами осуществления деятельности. В некоторых психологических концепциях развитие «инструментария» отношения человека к миру отождествляется с процессами социализации – превращением индивида как природного существа в существо социальное. Как бы ни относиться к подобному взгляду, очевидно, что развитие личности немыслимо вне овладения человеком социально выработанными средствами осуществления деятельности.
При использовании тех или иных инструментов человек продуманно или автоматически опирается на имеющиеся у него представления о том, как действовать с ними, как применять их. Каждое из таких представлений может рассматриваться как внутренняя образующая действий, совершаемых во внешнем плане. Совокупность таких внутренних образующих характеризует то, что может быть названо инструментальной основой деятельности. Другим именем для обозначения инструментальной основы деятельности является часто используемое в последнее время слово «компетентность»; а это понятие, в свою очередь, в большинстве работ педагогической ориентации раскрывается как «знания», «умения», «навыки».
Знания в этом ряду не сводятся просто к сведениям о мире, они выступают здесь в своем функциональном аспекте, как предназначенные для чего-то, служащие чему-то. Тот же, по существу, смысл придается термину «функциональная грамотность», что означает способность людей ориентироваться в системе социальных отношений, действовать согласно обстоятельствам во всевозможных жизненных ситуациях. Знания как часть инструментальной основы активности тесно взаимосвязаны с навыками.
Навыки – это освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности – внешних орудий или органов собственного тела как проводников активности.
На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека. К умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. В отличие от навыков, каждый из которых образован серией автоматически следующих друг за другом «команд», обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании человеком определенных «команд». В результате этих «команд» нередко извлекаются весьма сложные навыки, комбинация которых ведет к достижению цели.
- Юлия Михайловна Войтина
- 2. Место психологии в системе наук
- 3. История развития психологического знания. Первый этап
- 4. История развития психологического знания. Второй, третий и четвертый этапы
- 5. Психоанализ как одно из направлений в психологии
- 6. Гуманистическое направление в психологии
- 7. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
- 8. История становления отечественной психологии
- 9. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность
- 10. История развития взглядов на психические явления
- 11. Кризис в психологии
- 12. Общая характеристика методов исследования в психологии. Этапы психологического исследования
- 13. Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
- 14. Принципы современной психологии. Методы психологии
- 15. Тестирование как метод в психологии
- 16. Понятие о сознании в психологии
- 17. Понятие о бессознательном. Структура сознания
- 18. Структура деятельности
- 19. Структура личности. Направленность личности
- 20. Требования к психологической теории
- 21. Общие подходы к изучению личности в отечественной психологии
- 22. Концепция личности а.Ф. Лазурского
- 23. Концепция личности в.Н. Мясищева
- 24. Концепция личности а.Г. Ковалева и л.И. Божович
- 25. Концепция личности в.С. Мерлина
- 26. Концепция личности к.К. Платонова
- 27. Концепция личности а.Н. Леонтьева
- 28. Концепция личности с.Л. Рубинштейна
- 29. Концепция личности д.Н. Узнадзе
- 30. Концепция личности в.А. Ядова
- 31. Навык и его характеристики
- 32. Основные виды деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности
- 33. Социализация личности. Формы направленности личности
- 34. Понятие об ощущении. Природа ощущений
- 35. Классификация ощущений. Свойства ощущений
- 36. Характеристика восприятия и его особенности. Восприятие пространства
- 37. Восприятие формы и величины
- 38. Восприятие времени. Восприятие движения
- 39. Общая характеристика процессов памяти. Физиологические теории памяти
- 40. Основные виды памяти
- 41. Образная и словесно-логическая память
- 42. Кратковременная, долговременная и оперативная память
- 43. Основные процессы и механизмы памяти. Объем памяти, точность воспроизведения, длительность
- 44. Запоминание
- 45. Сохранение, воспроизведение, узнавание информации
- 46. Память и ее развитие
- 47. Общая характеристика мышления. Виды мышления
- 48. Общая характеристика воображения
- 49. Основные виды воображения и их краткая характеристика
- 50. Механизмы переработки представлений в воображсаемые образы
- 51. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
- 52. Понятие о внимании
- 53. Физиологические основы внимания
- 54. Основные виды внимания
- 55. Основные характеристики свойств внимания
- 56. Отвлекаемость и рассеянность внимания
- 57. Непроизвольное внимание
- 58. Мышление при решении задач. Определение эмоций в психологии
- 59. Понятие и структура чувств. Классификация чувств
- 60. Формы переживания чувств
- 61. Понятие воли в психологии. Формирование воли
- 62. Основные психологические теории воли
- 63. Структура волевого действия
- 64. Формы общения
- 65. Общение как взаимодействие
- 66. Перцептивная сторона общения. Дружеское общение
- 67. Социальный контроль и социальные нормы в процессе общения. Информационная концепция эмоций
- 68. Понятие группы и ее классификация. Виды групп
- 69. Понятие активности в психологии. Инструментальная основа активности
- 70. Мотивационная основа активности
- 71. Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента
- 72. Типы темперамента
- 73. Понятие о характере
- 74. Понятие о способностях
- 75. Общая характеристика способностей человека
- 76. Классификация способностей
- 77. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки
- 78. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Одаренность, талант и гениальность
- 79. Понятие «интеллект» в психологии
- 80. Общая характеристика представления как психического познавательного процесса
- 81. Виды представлений. Зрительное и слуховое представление
- 82. Виды представлений. Двигательное и пространственное представление
- 83. Виды представлений. Классификация представлений по степени обобщенности
- 84. Индивидуальные особенности представления и его развитие
- 85. Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций
- 86. «Фундаментальные» эмоции
- 87. Понятие об эмоциональном стрессе
- 88. Общее понятие о личности. Биологические концепции
- 89. Понятие о личности в психологии
- 90. Формирование и развитие личности