III этап. Психология как наука о поведении
Начинается в конце XIX - начале XX века. Формирование эволюционных взглядов на развитие человека привело к пониманию психики и сознания как продукта деятельности головного мозга. Психика существует при наличии живого организма, с его смертью она прекращает свое существование. В изучении психики человека действительным можно считать только тот факт, который поддается наблюдению через органы чувств и может быть описан в физических терминах. Задачей психологии становится описание объективных данных (тех, что могут быть зафиксированы внешним наблюдателем и подтверждены в эксперименте).
В 1879г в Лейпциге В.Вундт и в России В.М.Бехтерев открыли первые в мире экспериментальные психологические лаборатории.
В изучение внутреннего мира человека были привнесены научные принципы:
объективность исследований;
проверяемость результатов;
независимость от мировоззрения исследователя;
независимость от личности исследователя.
Однако при этом были утрачены и понятие личности, и понимание смысла ее существования.
С момента образования психологических лабораторий психология выделяется из философии, и становится самостоятельной наукой.
- Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.
- Методы психологии
- Связь психологии с другими науками
- История развития психологического знания. Основные направления в психологии.
- I этап. Психология как наука о душе.
- II этап. Психология как наука о сознании.
- III этап. Психология как наука о поведении
- IV этап Кризис психологии
- Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психология личности.
- Индивидуальность
- Структура психики. Основные психические процессы.
- Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.
- Физиологические основы ощущений
- Классификация ощущений
- 1. По удаленности от объекта:
- 2.По расположению рецепторов:
- 3.По модальности:
- Познавательные процессы. Мышление и интеллект. Творчество
- Физиологические основы мышления
- Мыслительные операции
- Формы мышления
- Классификация видов мышления
- По характеру протекания познавательных процессов.
- Уровни интеллекта
- Познавательные процессы. Внимание. Мнемические процессы.
- Эмоции и чувства
- Физиологические основы эмоций
- Функции эмоций
- Уровни проявления эмоций
- Классификация эмоций
- Общение и речь.
- Виды речи
- Физиологические основы речи
- Свойства речи
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Межличностные отношения
- Норма межличностных отношений
- Патология межличностных отношений
- Виды конфликтов
- Стороны конфликта
- Пути разрешения конфликтов
- Факторы, влияющие на агрессию
- Виды агрессивного поведения
- Методы управления агрессией