IV этап Кризис психологии
XX век стал веком мировых и локальных войн, социальных преобразований и бурного развития научно-технического прогресса. Человек, вырванный из привычного и неторопливого течения времени, оказался среди множества других людей и событий. Среди мощного потока информации он искал ответ на главный вопрос: для чего все это происходит? Зачем вообще человек живет? Чем можно объяснить отклонения в его поведении? Как можно повлиять на восстановление его психического здоровья и душевного благополучия? Психология вновь пришла к необходимости обратиться к личности человека. Психология начинает развиваться по многим направлениям, каждое из которых в поисках личности отстаивает свою правоту и не признает мнений других.
Бихевиоризм (от английского «behavior» – поведение). Новорожденный человек, согласно воззрениям бихевиористов, подобен чистой доске. С помощью системы условных рефлексов из него можно воспитать того, кто нужен обществу, как это делается в случае дрессировки животных. Главное условие – подкреплять «правильные» формы поведения и наказывать «неправильные». Несмотря на относительную негуманность поведенческого подхода, его методы используются в педагогике (например, при лишении нерадивых студентов академической стипендии), а также в психологических тренингах.
Психоанализ (основатель – З.Фрейд). Если следовать психоаналитической концепции, человек – антисоциальное существо. Его психикой управляют бессознательные инстинкты (половой, пищевой, самосохранения). Человек движется по пути к собственному удовольствию, достигаемому в результате удовлетворения инстинктов. Ограничения, накладываемые на удовлетворение потребностей со стороны общества (путем установления социальных норм и правил) неотвратимо приводит к неврозам. Если следовать логике психоанализа, человек стоит перед выбором: быть больным человеком или здоровым животным.
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Это направление было создано специалистами по кибернетике, что обусловило своеобразное представление о природе человека. Символически в НЛП человек рассматривается как сложно запрограммированный компьютер: если у клиента проблемы, его надо «перепрограммировать», «перекодировать».
Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс). Согласно гуманистической психологии природа человека всегда позитивна: человек обладает свободой воли, спонтанностью и творческой силой, он стремится к самореализации. Влияние общества носит отрицательный оттенок, являясь насилием над личностью. Человека надо принимать таким, какой он есть, не пытаясь его изменять, воспитывать и перевоспитывать. Это самый привлекательный для современного человека, но и самый уязвимый принцип. Как вы думаете, почему?
Логотерапия (В.Франкл). Для человека как духовного существа огромное значение имеет смысловое наполнение его жизни. Утрата смысла жизни может привести к возникновению психологического неблагополучия и даже стать причиной тяжелых психических и телесных заболеваний (вплоть до онкологических). Какими бы тяжелыми ни были обстоятельства жизни, их осмысление позволяет человеку не просто физиологически выжить, но стать еще более мудрым и человечным, чем до возникновения этих обстоятельств. По мнению В.Франкла, «если человеку есть для чего жить, он может вынести любое как».
В современной психологии и психотерапии существует ряд других направлений, которые тоже пытаются объяснять и решать психологические проблемы современного человека. Но единого подхода в этом вопросе так и не найдено.
- Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.
- Методы психологии
- Связь психологии с другими науками
- История развития психологического знания. Основные направления в психологии.
- I этап. Психология как наука о душе.
- II этап. Психология как наука о сознании.
- III этап. Психология как наука о поведении
- IV этап Кризис психологии
- Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психология личности.
- Индивидуальность
- Структура психики. Основные психические процессы.
- Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.
- Физиологические основы ощущений
- Классификация ощущений
- 1. По удаленности от объекта:
- 2.По расположению рецепторов:
- 3.По модальности:
- Познавательные процессы. Мышление и интеллект. Творчество
- Физиологические основы мышления
- Мыслительные операции
- Формы мышления
- Классификация видов мышления
- По характеру протекания познавательных процессов.
- Уровни интеллекта
- Познавательные процессы. Внимание. Мнемические процессы.
- Эмоции и чувства
- Физиологические основы эмоций
- Функции эмоций
- Уровни проявления эмоций
- Классификация эмоций
- Общение и речь.
- Виды речи
- Физиологические основы речи
- Свойства речи
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Межличностные отношения
- Норма межличностных отношений
- Патология межличностных отношений
- Виды конфликтов
- Стороны конфликта
- Пути разрешения конфликтов
- Факторы, влияющие на агрессию
- Виды агрессивного поведения
- Методы управления агрессией