I этап. Психология как наука о душе.
Свое начало психология берет из древнегреческой философии, с момента выхода в свет трактата Аристотеля «О душе». В нем впервые прозвучала проблема необходимости различать науку о жизни телесной (физиологию) и жизни душевной (психологию), для каждой из которой существуют свои законы. В Древней Греции душа человека понималась как некая материальная субстанция, имеющая водную, огненную или воздушную природу.
В дальнейшем этот этап связан с развитием христианского мировоззрения. Предмет психологии – душа – понималась идеалистически. Согласно христианской антропологии, душа человека - необъяснимая нематериальная сила, которая является первопричиной всех (и телесных, и психических) процессов. Смысл существования человека – в течение земной жизни следовать высшим нравственным законам, раскрывая в себе образ Божий, достигать совершенства, а с ним и бессмертия.
Значение первого этапа.
1.Развитие учения о душе позволило выделить ее структуру, которая сохранилась в психологии до наших дней, изменив только названия сфер психики.
-
Христианство
Современная психология
Ум
Познавательная сфера
Чувства
Эмоциональная сфера
Воля
Действенно-волевая сфера
2.Христианство привнесло в психологию понятие личности, ставшее основной интегративной характеристикой человека в современной науке. В христианской антропологии личность человека – это не абстрактная сфера, не качество и не свойство человека. О личности невозможно спрашивать "что такое?". Личность – это внутренняя духовная сущность человека, это образ Божий, о котором можно говорить "кто". Она уникальна и неповторима, она индивидуальна для каждого человека и не может "передаваться" другому или "вселяться" в кого-нибудь. Личность изначально дана человеку, и в процессе его жизни может постепенно раскрываться, проявляться в нем. Насколько полно она проявится, зависит от усилий, прилагаемых человеком.
- Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.
- Методы психологии
- Связь психологии с другими науками
- История развития психологического знания. Основные направления в психологии.
- I этап. Психология как наука о душе.
- II этап. Психология как наука о сознании.
- III этап. Психология как наука о поведении
- IV этап Кризис психологии
- Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психология личности.
- Индивидуальность
- Структура психики. Основные психические процессы.
- Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.
- Физиологические основы ощущений
- Классификация ощущений
- 1. По удаленности от объекта:
- 2.По расположению рецепторов:
- 3.По модальности:
- Познавательные процессы. Мышление и интеллект. Творчество
- Физиологические основы мышления
- Мыслительные операции
- Формы мышления
- Классификация видов мышления
- По характеру протекания познавательных процессов.
- Уровни интеллекта
- Познавательные процессы. Внимание. Мнемические процессы.
- Эмоции и чувства
- Физиологические основы эмоций
- Функции эмоций
- Уровни проявления эмоций
- Классификация эмоций
- Общение и речь.
- Виды речи
- Физиологические основы речи
- Свойства речи
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Межличностные отношения
- Норма межличностных отношений
- Патология межличностных отношений
- Виды конфликтов
- Стороны конфликта
- Пути разрешения конфликтов
- Факторы, влияющие на агрессию
- Виды агрессивного поведения
- Методы управления агрессией