logo
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К Психология и педагог

Познавательные процессы. Внимание. Мнемические процессы.

Внимание - особый познавательный процесс, который не является процессом отражения т.к. не имеет определенного продукта своей деятельности. Если результатом работы процессов восприятия, памяти, мышления становится психический образ, то внимание в этом смысле бесплодно. Однако без действия процессов внимания невозможно проявление ни восприятия, ни памяти, ни мышления, ни психической деятельности вообще.

Внимание – это процесс сосредоточения сознания на каком-либо объекте и отвлечение его от других объектов.

Физиологические основы внимания.

Д оминанта Ухтомского ( от dominum \лат.\ – господин ) – это господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга. Все остальные сигналы, поступающие в ЦНС, тоже вызовут частичное возбуждение в других участках, но уровень активизации этих нейронов будет ниже до тех пор, пока центр сознания по каким-либо причинам не переместится на них. Тогда доминантой станут эти очаги возбуждения.

Доминанта имеет важное свойство. Она способна переключать на себя возбуждение с нейронов, составляющих близлежащие очаги. При этом доминанта поддерживает свое господство в течение длительного времени, а другие нервные центры находятся в состоянии торможения.

Функции внимания.

  1. Отбор наиболее важных, соответствующих потребностям человека, объектов и соответственно, игнорирование несущественных объектов.

  2. Удержание (сохранение) актуальной деятельности.

  3. Регуляция и контроль за протеканием деятельности.

Свойства внимания

  1. Объем внимания (количество объектов).

Для определения объема существует так называемая «золотая формула» психологии 7 + 2. Т.е. нормой внимания считается объем внимания от 5 до 9 объектов в поле сознания одновременно.

  1. Концентрация внимания – это степень сосредоточения внимания на объекте (объектах).

  2. Распределение внимания – это умение одновременно концентрировать сознание не на одном, а на нескольких объектах и выполнять не одно, а несколько действий.

  3. Переключение внимания – это перенос концентрации внимания с одного объекта на другой.

  4. Устойчивость внимания – это способность длительно сохранять общую направленность сознания в процессе деятельности. При этом возможны колебания внимания от одного объекта к другому, связанному с ним по цели деятельности, но направленность остается неизменной.

Классификация видов внимания.

  1. Непроизвольное внимание. Ц – В –

Оно нецеленаправленное ( Ц – ), т.е. возникающее само собой, без всякого намерения со стороны человека. Волевых усилий для его возникновения не требуется (В – ).

Является единственным и ведущим у детей до 3 лет. Сохраняется не более 7 – 10 минут.

У взрослых остается в виде ориентировочного рефлекса на новый неожиданный раздражитель и выполняет охранительную функцию. Чтобы вызвать реакцию непроизвольного внимания, стимул – раздражитель должен быть новым, сильным, неожиданным, контрастным.

  1. Произвольное внимание. Ц + В +

Сознательное, целенаправленное (Ц+) сосредоточение сознания, требующее волевых усилий ( В + ).

Утомляет через 20 мин. и требует смены видов деятельности. Развивается после 3 лет и формируется к возрасту 10 – 13 лет, сохраняясь в течение всей жизни человека.

  1. Послепроизвольное внимание. Ц + В –

Вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время (часами) сохраняется целенаправленность (Ц +), но волевых усилий нет (В – ), напряжение снимается, и человек не устает. Является самым эффективным. Появляется после 10 – 13 лет.

Память – это психическое отражение объекта, бывшего в психическом опыте человека.

Физиологические основы памяти

  1. Следы последствия в сенсорных системах. Биохимические реакции, начавшиеся в рецепторных клетках, длятся в течение нескольких долей секунды. На это время в сенсорной системе человека сохраняется остаточный образ отраженного объекта.

  2. Ассоциативные (третичные) зоны правого и левого полушария, связанные через мозолистое тело. Циркуляция нервного импульса в этих зонах сохраняет оперативную информацию.

  3. С труктуры ДНК. Есть данные, что в структурах ДНК зашифрован код, передающий информацию не только о биологических свойствах конкретного индивида, но и видовую память о событиях, перенесенных родителями и прародителями данного человека, их состоянии здоровья и т.п. Структуры ДНК способны изменяться прижизненно, таким образом, человек передает информацию о своей жизни своим потомкам. К передаваемой информации относятся и заболевания, и интоксикации, и сильные переживания. Видимо поэтому супруги, длительно и дружно прожившие вместе, бывают даже внешне похожи друг на друга.

Классификация видов памяти.

  1. По целенаправленности:

  1. По осмысленности:

  1. По характеру осмысления информации:

  1. По длительности удержания информации:

  1. Сенсорная память (СП). От нескольких долей до нескольких секунд. В практике значения не имеет, основана на следах последствия в сенсорных системах.

  2. Оперативная память (ОП). От нескольких секунд до 20 – 30 минут. Включены ассоциативные зоны коры головного мозга. Функция: закончить начатое действие (дописать предложение, закончить математическое вычисление). Для работы в оперативную память поступает информация и из кратковременной, и из долговременной памяти, и от сенсорных систем.

  3. Кратковременная память (КП). Длится от нескольких секунд до нескольких часов. Функция: принять новую информацию. Ненужная информация удаляется, нужная отправляется в долговременную память. Перезапись происходит при 1 – 2 кратном повторении материала не позднее, чем через 6 – 12 часов после первичного приема, во сне. Если человек спит менее 3 часов в сутки, или не повторил информацию, она почти полностью стирается, и учить ее надо заново. Объем кратковременной памяти 7 + 2. Единицы информации можно укрупнять – это расширяет возможности памяти.

  4. Долговременная память (ДП). Обеспечивает длительное хранение информации (биографические данные хранятся всю жизнь). Бывает ДП, доступная сознанию (все, что человек может о себе подумать, рассказать, написать, нарисовать, в чем по своей воле может дать отчет) и ДП, не доступная сознанию.

Процессы памяти.

  1. Запоминание – это запись информации.

  2. Сохранение.

  3. Воспроизведение:

    • узнавание (воспроизведение с опорой на объект);

    • воспоминание (воспроизведение без опоры на объект);

    • реминисценция (воспроизведение того, что ранее было недоступно в долговременной памяти и, казалось бы, забыто).

  4. Забывание – это стирание информации. Забывание является очень важным процессом памяти. Оно позволяет стирать информацию - ненужную или причиняющую психологическую травму человеку. Нарушение забывания может привести к тяжелым заболеваниям.