Познавательные процессы. Внимание. Мнемические процессы.
Внимание - особый познавательный процесс, который не является процессом отражения т.к. не имеет определенного продукта своей деятельности. Если результатом работы процессов восприятия, памяти, мышления становится психический образ, то внимание в этом смысле бесплодно. Однако без действия процессов внимания невозможно проявление ни восприятия, ни памяти, ни мышления, ни психической деятельности вообще.
Внимание – это процесс сосредоточения сознания на каком-либо объекте и отвлечение его от других объектов.
Физиологические основы внимания.
Д оминанта Ухтомского ( от dominum \лат.\ – господин ) – это господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга. Все остальные сигналы, поступающие в ЦНС, тоже вызовут частичное возбуждение в других участках, но уровень активизации этих нейронов будет ниже до тех пор, пока центр сознания по каким-либо причинам не переместится на них. Тогда доминантой станут эти очаги возбуждения.
Доминанта имеет важное свойство. Она способна переключать на себя возбуждение с нейронов, составляющих близлежащие очаги. При этом доминанта поддерживает свое господство в течение длительного времени, а другие нервные центры находятся в состоянии торможения.
Функции внимания.
Отбор наиболее важных, соответствующих потребностям человека, объектов и соответственно, игнорирование несущественных объектов.
Удержание (сохранение) актуальной деятельности.
Регуляция и контроль за протеканием деятельности.
Свойства внимания
Объем внимания (количество объектов).
Для определения объема существует так называемая «золотая формула» психологии 7 + 2. Т.е. нормой внимания считается объем внимания от 5 до 9 объектов в поле сознания одновременно.
Концентрация внимания – это степень сосредоточения внимания на объекте (объектах).
Распределение внимания – это умение одновременно концентрировать сознание не на одном, а на нескольких объектах и выполнять не одно, а несколько действий.
Переключение внимания – это перенос концентрации внимания с одного объекта на другой.
Устойчивость внимания – это способность длительно сохранять общую направленность сознания в процессе деятельности. При этом возможны колебания внимания от одного объекта к другому, связанному с ним по цели деятельности, но направленность остается неизменной.
Классификация видов внимания.
Непроизвольное внимание. Ц – В –
Оно нецеленаправленное ( Ц – ), т.е. возникающее само собой, без всякого намерения со стороны человека. Волевых усилий для его возникновения не требуется (В – ).
Является единственным и ведущим у детей до 3 лет. Сохраняется не более 7 – 10 минут.
У взрослых остается в виде ориентировочного рефлекса на новый неожиданный раздражитель и выполняет охранительную функцию. Чтобы вызвать реакцию непроизвольного внимания, стимул – раздражитель должен быть новым, сильным, неожиданным, контрастным.
Произвольное внимание. Ц + В +
Сознательное, целенаправленное (Ц+) сосредоточение сознания, требующее волевых усилий ( В + ).
Утомляет через 20 мин. и требует смены видов деятельности. Развивается после 3 лет и формируется к возрасту 10 – 13 лет, сохраняясь в течение всей жизни человека.
Послепроизвольное внимание. Ц + В –
Вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время (часами) сохраняется целенаправленность (Ц +), но волевых усилий нет (В – ), напряжение снимается, и человек не устает. Является самым эффективным. Появляется после 10 – 13 лет.
Память – это психическое отражение объекта, бывшего в психическом опыте человека.
Физиологические основы памяти
Следы последствия в сенсорных системах. Биохимические реакции, начавшиеся в рецепторных клетках, длятся в течение нескольких долей секунды. На это время в сенсорной системе человека сохраняется остаточный образ отраженного объекта.
Ассоциативные (третичные) зоны правого и левого полушария, связанные через мозолистое тело. Циркуляция нервного импульса в этих зонах сохраняет оперативную информацию.
С труктуры ДНК. Есть данные, что в структурах ДНК зашифрован код, передающий информацию не только о биологических свойствах конкретного индивида, но и видовую память о событиях, перенесенных родителями и прародителями данного человека, их состоянии здоровья и т.п. Структуры ДНК способны изменяться прижизненно, таким образом, человек передает информацию о своей жизни своим потомкам. К передаваемой информации относятся и заболевания, и интоксикации, и сильные переживания. Видимо поэтому супруги, длительно и дружно прожившие вместе, бывают даже внешне похожи друг на друга.
Классификация видов памяти.
По целенаправленности:
Непроизвольная (ведущая до 6 – 7 лет);
Произвольная.
По осмысленности:
Механическая (без понимания смысла, необдуманная – ведущая до 6 – 7 лет);
Смысловая (ведущая до 13 лет);
Ассоциативная (основана на установлении смысловых связей – ассоциаций в запоминаемом материале).
По характеру осмысления информации:
Образная (зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, обонятельная, осязательная, эмоциональная);
Логическая
По длительности удержания информации:
Сенсорная память (СП). От нескольких долей до нескольких секунд. В практике значения не имеет, основана на следах последствия в сенсорных системах.
Оперативная память (ОП). От нескольких секунд до 20 – 30 минут. Включены ассоциативные зоны коры головного мозга. Функция: закончить начатое действие (дописать предложение, закончить математическое вычисление). Для работы в оперативную память поступает информация и из кратковременной, и из долговременной памяти, и от сенсорных систем.
Кратковременная память (КП). Длится от нескольких секунд до нескольких часов. Функция: принять новую информацию. Ненужная информация удаляется, нужная отправляется в долговременную память. Перезапись происходит при 1 – 2 кратном повторении материала не позднее, чем через 6 – 12 часов после первичного приема, во сне. Если человек спит менее 3 часов в сутки, или не повторил информацию, она почти полностью стирается, и учить ее надо заново. Объем кратковременной памяти 7 + 2. Единицы информации можно укрупнять – это расширяет возможности памяти.
Долговременная память (ДП). Обеспечивает длительное хранение информации (биографические данные хранятся всю жизнь). Бывает ДП, доступная сознанию (все, что человек может о себе подумать, рассказать, написать, нарисовать, в чем по своей воле может дать отчет) и ДП, не доступная сознанию.
Процессы памяти.
Запоминание – это запись информации.
Сохранение.
Воспроизведение:
узнавание (воспроизведение с опорой на объект);
воспоминание (воспроизведение без опоры на объект);
реминисценция (воспроизведение того, что ранее было недоступно в долговременной памяти и, казалось бы, забыто).
Забывание – это стирание информации. Забывание является очень важным процессом памяти. Оно позволяет стирать информацию - ненужную или причиняющую психологическую травму человеку. Нарушение забывания может привести к тяжелым заболеваниям.
- Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.
- Методы психологии
- Связь психологии с другими науками
- История развития психологического знания. Основные направления в психологии.
- I этап. Психология как наука о душе.
- II этап. Психология как наука о сознании.
- III этап. Психология как наука о поведении
- IV этап Кризис психологии
- Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психология личности.
- Индивидуальность
- Структура психики. Основные психические процессы.
- Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.
- Физиологические основы ощущений
- Классификация ощущений
- 1. По удаленности от объекта:
- 2.По расположению рецепторов:
- 3.По модальности:
- Познавательные процессы. Мышление и интеллект. Творчество
- Физиологические основы мышления
- Мыслительные операции
- Формы мышления
- Классификация видов мышления
- По характеру протекания познавательных процессов.
- Уровни интеллекта
- Познавательные процессы. Внимание. Мнемические процессы.
- Эмоции и чувства
- Физиологические основы эмоций
- Функции эмоций
- Уровни проявления эмоций
- Классификация эмоций
- Общение и речь.
- Виды речи
- Физиологические основы речи
- Свойства речи
- Язык как система знаков
- Язык как система правил оперирования со знаками
- Межличностные отношения
- Норма межличностных отношений
- Патология межличностных отношений
- Виды конфликтов
- Стороны конфликта
- Пути разрешения конфликтов
- Факторы, влияющие на агрессию
- Виды агрессивного поведения
- Методы управления агрессией