Глава 9 Начальная подготовка: начальная подготовка по безумию Познание
Мы являемся на свет, будучи в таком же неведении относительно законов природы, в каком находился наш самый первый предок, живший в пещере, и за относительно недолгое время от рождения до наступления зрелости приобретаем огромное количество информации и достигаем понимания, необходимого для того, чтобы жить в нашем сложном мире.
Люди многое сделали для того, чтобы добиться права познавать, несмотря на сопротивление других людей. В истории были времена, когда людям не разрешалось забираться на горы, вскрывать мертвые тела или смотреться в зеркало. Каждая из разновидностей стремления к знанию когда-то была жестоко наказуема. Далеко не всегда было безопасно пытаться понять законы природы. В ряде мест до сих пор некоторые знания находятся под запретом. В некоторых школах США учитель, который рассказал детям о сексуальности, о теории эволюции или о социализме, рискует потерять место.
Ученые детально изучили законы химии и силы неодушевленной природы и теперь знают, как их контролировать. Каждый человек, который хочет иметь автомобиль, может его получить (правда, за плату), но мы до сих пор не изучили свою душевную жизнь настолько, чтобы дать каждому, кто захочет, близкие отношения, хотя иметь такие отношения хочет каждый.
Я полагаю, что стремление к знанию подавлялось всегда. Люди узнали о движении звезд и планет вопреки этому сопротивлению; несмотря на него, мы поняли законы физики и химии и изучили собственное тело.
Теперь мы стремимся как можно полнее познать свою душу и души других людей. Мне кажется, что сейчас в этой области существует такой же запрет на познание, какой существовал во времена Леонардо да Винчи и Галилея.
Самопониманию нередко препятствуют представители медицинских специальностей. Психиатры говорят нам, что мы не можем понять себя, и не одобряют тех, кто считает, что способен на это без их помощи.
Человека, который пожелает понять, как функционирует его организм и откуда берутся болезни, доктора не погладят по головке. В лучшем случае врач скажет: «Я — доктор», что значит: «Доверьте свое тело мне». В худшем случае его заставят испытать чувство вины за то, что он попытался контролировать процесс лечения или (о ужас!) действия врача.
В средневековье запрещалось смотреть на себя в зеркало. В двадцатом веке косо смотрят на женщин, которые с помощью зеркала проводят гинекологическое самообследование, — их действия приравниваются к осуществлению медицинской деятельности без лицензии.
Тем не менее человек имеет право познавать себя, включая свое тело. Способность познавать и понимать мир и самих себя является функцией взрослого эго-состояния. Личность располагает двумя Взрослыми: Взрослым первого порядка, или Взрослым в Ребенке (Маленьким Профессором), и Взрослым второго порядка. Эти два состояния занимаются тем, что собирают и обрабатывают информацию о мире.
Взрослый второго порядка создан для переработки закодированной информации, то есть информации, изложенной словами или символами. Это эго-состояние считается рациональным, или научным, в противоположность интуитивному. Хотя это разделение не совсем правомерно: интуитивное прозрение является важной частью научного исследования. Многие ученые признавали, что интуитивные «озарения» и иррациональный ход мысли играют большую роль в их работе. Ratio не более научно, чем интуиция. При рациональном подходе полученная информация точнее, а данные можно измерить и количественно обработать. С другой стороны, когда нет доступа к количественным данным, интуиция дает больше для понимания процесса, чем рациональное мышление.
Маленький Профессор, или Взрослый в Ребенке (интуитивное начало), больше приспособлен для сбора, хранения и анализа незакодированной информации, то есть информации, которая, будучи смутной и неоформленной, тем не менее является полезной. Интуиция, или Взрослый в Ребенке, работает на границах человеческого познания. Как обнаружил Эрик Берн в своем исследовании, интуиция — это могущественный инструмент, который можно использовать с выгодой для себя. Несмотря на то, что в научных кругах интуиция не признана в качестве источника достоверной информации, люди постоянно пользуются ею в быту. В отсутствие точных, количественных данных интуиция может стать эффективным инструментом решения проблемы (так же, как Родитель помогает принять решение в отсутствие информации, необходимой Взрослому). Так как о душевной жизни человека мало научных данных, в человеческих отношениях важную роль играет интуиция.
Оба Взрослых в человеке подавляются в процессе начальной сценарной подготовки. Как будет показано в главе, где говорится о полоролевом программировании, в каждой семье есть тенденция нападать на одно из двух взрослых состояний человека. Воспитание мальчиков подавляет интуицию (Маленького Профессора), воспитание девочек — логику (Взрослого). Иными словами, хотя бы одной из этих двух способностей (которые являются краеугольным камнем взаимодействия с миром) не суждено развиться полностью. Логика и интуиция ребенка разрушаются двумя способами: игнорированием и ложью.
- Клод Штайнер Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна
- Аннотация
- Клод Штайнер
- Сценарии жизни людей
- Школа Эрика Берна
- Сценарии жизни — то, что мы выбираем, но можем не выбирать!
- Предисловие и благодарности
- Введение Базовые утверждения теории транзактного анализа
- Люди душевно здоровы от рождения
- Общение и договор
- Я в порядке, Ты в порядке. Своей игрой ты даешь мне поглаживание. Ча-ча-ча!
- Эрик Берн
- Сценарии
- Сценарий Эрика Берна
- Анализ сценариев
- Сценарный анализ в психиатрии
- Часть 1 Теория транзактного анализа
- Глава 1 Структурный и транзактный анализ
- Структурный анализ
- Ребенок
- Взрослый
- Родитель
- Голоса в голове
- Исключение и заражение
- Транзактный анализ
- Игры и выигрыши
- Стимульный голод
- Структурный голод
- Позиционный голод
- Роли и степени
- Глава 2 Структурный анализ второго порядка
- Эгограммы
- Глава 4 Затруднительное положение ребенка
- Колдуны, людоеды и проклятия
- Запреты
- Предписания
- Колдовство
- Белая магия
- Черная магия
- Глава 5 Решения
- Время решения
- Форма решения
- Лягушки, Принцы и Принцессы
- Глава 6 Транзактный анализ сценариев
- Три основных жизненных сценария
- Депрессия, или Сценарий «Без любви»
- Сумасшествие, или Сценарий «Без разума»
- Пристрастие к наркотическим веществам, или Сценарий «Без радости»
- Диагностика в транзактном анализе
- Запреты и предписания
- Контрсценарий
- Решение
- Телесный компонент
- Глава 7 Сценарии: от трагических до банальных
- Список признаков сценария
- Жизненный путь
- Контрсценарий
- Родительские запреты и предписания
- Программа
- Времяпрепровождение
- Выигрыш
- Трагический финал
- Роль терапевта
- Двадцать вопросов
- У всех ли есть сценарий?
- Глава 8 Начальная подготовка: начальная подготовка по отсутствию любви
- Сказка про Пушистиков
- Экономия поглаживаний
- Законы экономии поглаживаний
- Глава 9 Начальная подготовка: начальная подготовка по безумию Познание
- Игнорирование
- Игнорирование интуиции
- Игнорирование чувств
- Игнорирование логики
- А король-то голый!
- Безумие
- Паранойя
- Глава 10 Начальная подготовка: начальная подготовка по безрадостности
- Предписания и запреты, формирующие безрадостность
- Глава 11 Игра в спасение: банальный сценарий беспомощности
- Игра в спасение
- Беспомощность
- Треугольник спасения в нуклеарной семье
- Три роли Спаситель
- Преследователь
- Глава 12 Соревнование: банальный сценарий неравенства
- Индивидуализм
- Соперничество
- Дефицит
- Силовые игры
- Часть 3 Отношения Глава 13 Полоролевое программирование мужчин и женщин (Ходжи Викофф)
- Структурный анализ мужской роли
- Структурный анализ женской роли
- Половые роли и семья
- Половые роли и отношения
- Заговор половых ролей
- Борьба с половыми ролями
- Глава 14 Наиболее распространенные женские сценарии (Ходжи Викофф)
- Матушка Хаббард, или Женщина на службе семьи
- Искусственная женщина
- Женщина за спиной мужчины
- Я бедняжечка
- Непривлекательная красавица
- Медсестра
- Полная женщина
- Учительница
- Демоническая женщина
- Сильная женщина
- Королева пчел
- Глава 15 Наиболее распространенные мужские сценарии
- Большой и сильный папочка
- Мужчина перед женщиной
- Плейбой
- Простой парень
- Интеллектуал
- Женоненавистник
- Глава 16 Отношения и сценарии
- Трагические и банальные отношения
- Три врага любви
- Сексизм
- Игра в спасение в отношениях
- Глава 17 Силовые игры Сила
- Силовые игры
- Игры в доминирующей позиции
- Игры в подчиненной позиции
- Открытая борьба
- Анализ силовых игр
- Часть 4
- Миф о важности индивидуальной терапии
- Миф о бесполезности здравого смысла
- Миф о душевных болезнях и пользе медицинского подхода в терапии
- Глава 19 Как не играть в спасение
- Спасательный треугольник в терапии
- Как не вступать в игру «Спасение»
- Глава 20 Договоры
- Взаимное согласие
- Взаимное согласие предполагает взаимные усилия
- Вознаграждение
- Вопрос правомочности
- Вопрос законности
- Глава 21 Стратегии анализа сценариев
- Деятельность
- Антитезис, или команда
- Нападение
- Веселье
- Транзакция висельника
- Разрешение
- Потенциал
- Курсы разрешения
- Марафон
- Домашнее задание
- Избавляясь от негативных чувств
- Сдерживаемое раздражение
- Паранойяльные фантазии
- Глава 22 Терапия депрессии
- Отмена экономии поглаживаний
- Вера в человеческую природу
- Принятие и отклонение поглаживаний
- Теплые, а не Искусственные Пушистики
- Прикосновения
- Общество взаимного поглаживания
- Упражнения Как дать поглаживание
- Как попросить о поглаживании
- Самопоглаживание и Заботливый Родитель
- Глава 23 Терапия безумия
- Объяснение
- Силовые игры и игнорирование
- Принимать во внимание «паранойяльные» мысли клиента
- Глава 24 Терапия безрадостности
- Дыхание
- Центрирование
- Часть 5
- Счастливая жизнь
- Глава 25
- Сотрудничество
- Правила сотрудничества
- Два, три или больше
- Глава 26 Как вырастить детей самостоятельными
- Как вырастить детей самостоятельными: десять правил
- Глава 27 Освобождение мужчины и женщины
- Тирания половых ролей
- Мужской круг доверия
- Проклятия мужчины: ответственность и вина
- Свободные отношения и стиль жизни
- Глава 28 Что дальше?