Контрсценарий
До сих пор я говорил только о влиянии детского эго-состояния родителей на судьбу ребенка. Тем не менее существует второй значимый источник влияния — Заботливый Родитель отца или матери.
При формировании сценария ребенок получает не только запреты и предписания от Родителя в Ребенке (Ро1 в Ре) отца или матери, но и противоречащее им сообщение от Заботливого Родителя (Ро2).
Так, Злая Волшебница матери одного молодого человека запрещала ему плакать, равно как и чувствовать что бы то ни было. В то же время родительские состояния и отца, и матери (Ро2) хотели, чтобы он был любящим (рис. 7А). Ребенок отца пьющей женщины требует от нее, чтобы она не думала, а пила, а Родители обоих родителей хотят, чтобы она воздерживалась (рис. 7Б). Когда к ребенку предъявляются такие противоречивые требования, в дальнейшем его жизненный путь складывается так, что основная тенденция — подчинения злому волшебству — время от времени уступает место контрсценарию, заложенному Заботливыми Родителями.
Контрсценарий — это уступка требованиям культуры и общества, которые передаются ребенку родительской частью его матери и отца. У алкоголиков жизнь по контрсценарию — это краткий период воздержания между запоями. Если изучить «историю болезни» любого человека, подверженного алкоголизму, то всегда можно найти в его жизни периоды, в которые казалось, что трагической развязки можно избежать. Более того, в такие моменты и сам больной, и его окружение действительно верят, что пугающий исход не наступит.
Ситуация, которая создает иллюзию возможности для героя избежать трагического конца, является важным требованием к драматургии хорошего трагического сценария, как в жизни, так и на сцене. Всякий, кто хоть раз видел древнегреческую или современную трагедию, знает, что, хотя трагический финал ожидается с самого начала, публика по-настоящему надеется и верит, что неизбежная концовка не наступит. Точно так же в жизни люди до последнего надеются на то, что все кончится хорошо. Контрсценарий является выражением этой тенденции, которая, в свою очередь, является проявлением Заботливого Родителя.
Сравнивая два набора предписаний, которые родители дают своим детям, один — сценарный и другой — контрсценарный, следует заметить, что запреты, исходящие от Злого Волшебника, в большинстве случаев являются невербальными. Поэтому многие люди не могут признать наличие у себя того или иного запрета, пока им не объяснят, что запреты внушаются детям неявно, через одобрение или неодобрение того или иного поступка, с помощью намека или жеста, имеющего магическое действие на ребенка. Так, запрет на уверенное поведение Злой Волшебник налагает, позитивно реагируя на пассивность отпрыска и негативно — на проявления им самостоятельности. С другой стороны, инструкции контрсценария, исходящие от Родителя, как правило, передаются в словесной форме и редко сопровождаются подкреплением желаемого поведения. Поговорка «Делай, как я говорю, а не так, как я делаю» точно характеризует ситуацию, когда Заботливый Родитель отца или матери предъявляет к отпрыску словесное требование, которое противоречит внушению, исходящему от его же Ребенка.
Так как запрет, наложенный Злым Волшебником, сильнее и значительнее, чем контрсценарий, последний имеет свойство включаться только на короткий период. Особенностью контрсценарного поведения является его неустойчивость. Причина этого в том, что контрсценарий заставляет человека действовать против более сильной тенденции, заложенной в сценарии. В фазе контрсценария человек испытывает глубокий, органический дискомфорт (который сопровождается поверхностным и неустойчивым ощущением благополучия), который люди с алкогольной зависимостью локализуют в области желудка. Этот дискомфорт связан с тем, что контрсценарное поведение нарушает запреты Злого Волшебника и потому является пугающим.
Соответственно сценарное поведение сопровождается внутренним ощущением комфорта. Например, один мужчина, страдавший алкоголизмом, рассказывал, что в самый тяжелый момент запоя, когда ему было так плохо, что он больше ничего не мог удержать в желудке, он услышал в голове голос матери, которая спросила его: «Правда здорово, Джерри?»
Как видно из этого примера, алкоголик, который ведет себя в соответствии с требованиями сценария, поддерживает те тенденции в своей личности, которые удовлетворяют родительским желаниям и потому ассоциируются с благополучием и комфортом от родительской заботы. Это одна из причин, по которой похмелье считается выигрышем в игре «Алкоголик»: несмотря на страдания, индивиду комфортно в этом состоянии, так как он получает внутреннее одобрение за следование указаниям Ребенка отца или матери. В этот период алкоголик получает от Злого Волшебника временную поблажку. И хотя Родитель индивида во время похмелья осуждает его за пьянство, Ребенок его отца или матери радуется и поощряет его: «Ты мой мальчик!»
Контрсценарий обычно нереалистичен. У чернокожих подростков с отклоняющимся поведением сценарное (агрессивное, поощряемое Злым Волшебником) поведение обычно чередуется с абсолютно нереалистичными попытками «сделать это» в мире шоу-бизнеса или в спортивном мире, что является социально желательной альтернативой для «хороших черных» (предписанной родительским эго-состоянием). Альтернативное поведение редко приводит к успеху и почти всегда является контрсценарным. Стать «хорошим черным» — это не настоящий отказ от сценария. Чтобы освободиться, нужны продуманные, уверенные действия, которые учитывают реалии расизма.
Реалистичную альтернативу саморазрушительным сценариям, частым у черной молодежи, предлагает движение «Черная Пантера». «Пантера» говорит черному подростку: «Ты хороший не вопреки тому, что ты черный, а потому, что ты черный. Ты — принц и заслуживаешь того, чтобы с тобой обращались как с принцем. Черная кожа — это красиво. У тебя красивые волосы, ты красивый. Ты имеешь право получить все, что хочешь. Ты — принц, с тобой все в порядке».
Такое утверждение, предложенное подростку в период принятия решения, является мощным антитезисом саморазрушительного сценария «Алкоголизм» или «Героиновая зависимость», так как дает черному подростку разрешение быть хорошим и показывает ему реалистичный путь к самостоятельности. Аналогичный подход удачно применялся в терапии женщин, гомосексуалов, людей с лишним весом и других категорий людей, которые наиболее часто становятся жертвами банальных сценариев.
Диагносту нужно уметь узнавать контрсценарий «в лицо», так как контрсценарное поведение легко спутать с поведением человека, который освободился от сценария. Например, женщина, которая живет по сценарию «Без любви», вполне может встретить мужчину и вступить с ним в брак, что может создать у неопытного наблюдателя впечатление, что она отказалась от своего сценария. При этом она может продолжать следовать запрету, наложенному ее отцом, то есть не просить о поглаживаниях и не принимать их, когда дают. В связи с этим после краткого периода контрсценарного благополучия она вновь начнет страдать от отсутствия любви.
Терапевт, который не отличает контрсценарий от изменения сценария, делает большую ошибку. С другой стороны, терапевт, который не желает признавать, что у клиента произошло изменение сценария, и настаивает на том, что это изменение является временным, делает не меньшую ошибку.
Именно поэтому точная диагностика так важна. При постановке диагноза следует ориентироваться на изменения в поведении. Например, у бывшего алкоголика критерием изменения сценария является продолжительный период умеренного употребления алкоголя в компании. Однако, так как многие люди, излечившись от пристрастия к спиртному, теряют к нему интерес, этим критерием не всегда можно воспользоваться. Хороший критерий — утрата интереса к алкогольной теме, то есть полный отказ от соответствующего времяпрепровождения и от центральной игры сценария. Радикальное изменение в структурировании времени и способность наслаждаться жизнью без алкоголя — надежный признак изменения. Важный, хотя и трудный для оценки признак — изменения во внешнем виде человека. «Безрадостный» человек в фазе контрсценария напряжен и тревожен. Даже когда он улыбается и гордится собой, он как будто все время балансирует на грани и не может расслабиться из-за страха оказаться «не в порядке». В этом случае Ребенок рано или поздно возьмет верх над Родителем. Полностью излечившийся алкоголик не производит впечатления человека, который балансирует на грани. Напряжение, возникающее в фазе контрсценария, является одним из проявлений телесного компонента, о котором я скажу позже.
- Клод Штайнер Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна
- Аннотация
- Клод Штайнер
- Сценарии жизни людей
- Школа Эрика Берна
- Сценарии жизни — то, что мы выбираем, но можем не выбирать!
- Предисловие и благодарности
- Введение Базовые утверждения теории транзактного анализа
- Люди душевно здоровы от рождения
- Общение и договор
- Я в порядке, Ты в порядке. Своей игрой ты даешь мне поглаживание. Ча-ча-ча!
- Эрик Берн
- Сценарии
- Сценарий Эрика Берна
- Анализ сценариев
- Сценарный анализ в психиатрии
- Часть 1 Теория транзактного анализа
- Глава 1 Структурный и транзактный анализ
- Структурный анализ
- Ребенок
- Взрослый
- Родитель
- Голоса в голове
- Исключение и заражение
- Транзактный анализ
- Игры и выигрыши
- Стимульный голод
- Структурный голод
- Позиционный голод
- Роли и степени
- Глава 2 Структурный анализ второго порядка
- Эгограммы
- Глава 4 Затруднительное положение ребенка
- Колдуны, людоеды и проклятия
- Запреты
- Предписания
- Колдовство
- Белая магия
- Черная магия
- Глава 5 Решения
- Время решения
- Форма решения
- Лягушки, Принцы и Принцессы
- Глава 6 Транзактный анализ сценариев
- Три основных жизненных сценария
- Депрессия, или Сценарий «Без любви»
- Сумасшествие, или Сценарий «Без разума»
- Пристрастие к наркотическим веществам, или Сценарий «Без радости»
- Диагностика в транзактном анализе
- Запреты и предписания
- Контрсценарий
- Решение
- Телесный компонент
- Глава 7 Сценарии: от трагических до банальных
- Список признаков сценария
- Жизненный путь
- Контрсценарий
- Родительские запреты и предписания
- Программа
- Времяпрепровождение
- Выигрыш
- Трагический финал
- Роль терапевта
- Двадцать вопросов
- У всех ли есть сценарий?
- Глава 8 Начальная подготовка: начальная подготовка по отсутствию любви
- Сказка про Пушистиков
- Экономия поглаживаний
- Законы экономии поглаживаний
- Глава 9 Начальная подготовка: начальная подготовка по безумию Познание
- Игнорирование
- Игнорирование интуиции
- Игнорирование чувств
- Игнорирование логики
- А король-то голый!
- Безумие
- Паранойя
- Глава 10 Начальная подготовка: начальная подготовка по безрадостности
- Предписания и запреты, формирующие безрадостность
- Глава 11 Игра в спасение: банальный сценарий беспомощности
- Игра в спасение
- Беспомощность
- Треугольник спасения в нуклеарной семье
- Три роли Спаситель
- Преследователь
- Глава 12 Соревнование: банальный сценарий неравенства
- Индивидуализм
- Соперничество
- Дефицит
- Силовые игры
- Часть 3 Отношения Глава 13 Полоролевое программирование мужчин и женщин (Ходжи Викофф)
- Структурный анализ мужской роли
- Структурный анализ женской роли
- Половые роли и семья
- Половые роли и отношения
- Заговор половых ролей
- Борьба с половыми ролями
- Глава 14 Наиболее распространенные женские сценарии (Ходжи Викофф)
- Матушка Хаббард, или Женщина на службе семьи
- Искусственная женщина
- Женщина за спиной мужчины
- Я бедняжечка
- Непривлекательная красавица
- Медсестра
- Полная женщина
- Учительница
- Демоническая женщина
- Сильная женщина
- Королева пчел
- Глава 15 Наиболее распространенные мужские сценарии
- Большой и сильный папочка
- Мужчина перед женщиной
- Плейбой
- Простой парень
- Интеллектуал
- Женоненавистник
- Глава 16 Отношения и сценарии
- Трагические и банальные отношения
- Три врага любви
- Сексизм
- Игра в спасение в отношениях
- Глава 17 Силовые игры Сила
- Силовые игры
- Игры в доминирующей позиции
- Игры в подчиненной позиции
- Открытая борьба
- Анализ силовых игр
- Часть 4
- Миф о важности индивидуальной терапии
- Миф о бесполезности здравого смысла
- Миф о душевных болезнях и пользе медицинского подхода в терапии
- Глава 19 Как не играть в спасение
- Спасательный треугольник в терапии
- Как не вступать в игру «Спасение»
- Глава 20 Договоры
- Взаимное согласие
- Взаимное согласие предполагает взаимные усилия
- Вознаграждение
- Вопрос правомочности
- Вопрос законности
- Глава 21 Стратегии анализа сценариев
- Деятельность
- Антитезис, или команда
- Нападение
- Веселье
- Транзакция висельника
- Разрешение
- Потенциал
- Курсы разрешения
- Марафон
- Домашнее задание
- Избавляясь от негативных чувств
- Сдерживаемое раздражение
- Паранойяльные фантазии
- Глава 22 Терапия депрессии
- Отмена экономии поглаживаний
- Вера в человеческую природу
- Принятие и отклонение поглаживаний
- Теплые, а не Искусственные Пушистики
- Прикосновения
- Общество взаимного поглаживания
- Упражнения Как дать поглаживание
- Как попросить о поглаживании
- Самопоглаживание и Заботливый Родитель
- Глава 23 Терапия безумия
- Объяснение
- Силовые игры и игнорирование
- Принимать во внимание «паранойяльные» мысли клиента
- Глава 24 Терапия безрадостности
- Дыхание
- Центрирование
- Часть 5
- Счастливая жизнь
- Глава 25
- Сотрудничество
- Правила сотрудничества
- Два, три или больше
- Глава 26 Как вырастить детей самостоятельными
- Как вырастить детей самостоятельными: десять правил
- Глава 27 Освобождение мужчины и женщины
- Тирания половых ролей
- Мужской круг доверия
- Проклятия мужчины: ответственность и вина
- Свободные отношения и стиль жизни
- Глава 28 Что дальше?